Не думаю, что это нужно отдавать на откуп искусствоведам. Чтобы было понятно, следует это сделать САМОМУ, а не ждать, пока придёт искусствовед и всё расставит так, как хочется ему. Ему-то комиксы не рисовать. А мне интересно понять, что и как я делаю.
Для этого следует определить, что у РИ общего с другими искусствами и в чём кардинальные отличия. Когда есть проблемы в определении чего-либо, обращаюсь к энциклопедии. Дальше будет много цитат, но эту тему хочется раз и навсегда прояснить. Не могу никак понять, почему то, что не вызывает у меня ни капли сомнений, воспринимается другими со страшным скрипом. Вроде бы всё ясно как божий день.
Что такое
Искусство ваще
Цитата:
Искусство,
одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности.
Искусства
в частности
Цитата:
Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами И., родами И., жанрами И. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной (вернее - закономерно исторически самоорганизовавшейся) системой видовых, родовых, жанровых форм.
Так, эстетическая теория установила, что в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов И.:
1) пространственные, или пластические, т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве:
-живопись,
-скульптура,
-графика,
-художественная фотография,
-архитектура,
-декоративно-прикладное И. и дизайн
2) временные, т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;
-словесные
-музыкальные
3) пространственно-временные , т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.
-танец
-актёрское (и все базирующиеся на нём синтетическое И. - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое И. и т. д.)
С другой стороны, в каждой из этих трёх групп И. художественно-творческая деятельность может пользоваться:
1) знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика - так называемые изобразительные И.; литература, актёрское И.);
2) знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные И., музыка и танец);
3) знаками смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного И. с И. изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско-танцевальному - пантомимическому синтезу).
Каждый вид И. непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все виды И. имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного И. являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического И. - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.
С другой стороны, каждый вид И. имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются в науке об И. по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного И., как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д., или же таких жанров сценического И., как трагедия, драма, комедия, водевиль и др. Таким образом, И., взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.
Теперь - выборочно определения тех искусств, которые ближе всего к РИ
Цитата:
Литература [лат. lit(t)eratura, буквально — написанное, от lit(t)era — буква], один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «Л.» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; так, различают Л. научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле Л. называют произведения художественной письменности. Термин «Л.» (или, как говорили раньше, «изящная Л.» — В. Г. Белинский) сложился сравнительно недавно; начал широко употребляться лишь в 18 в. (вытеснив термин «поэзия», «поэтическое искусство», который ныне обозначает стихотворные произведения Л.). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое сделало «литературную» (т. е. «буквенную», предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и, безусловно, господствующей; раньше в силу, в частности, весьма ограниченного количества рукописных книг искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
Цитата:
Изобразительные искусства,
раздел искусств пластических, объединяющий живопись, скульптуру, графику, фотоискусство. В отличие от неизобразительных видов пластических искусств, И. и. отражают действительность в наглядных образах, легко узнаваемых формах самой действительности. В зависимости от специфики различные виды И. и. воспроизводят такие визуально воспринимаемые, объективно существующие качества реального мира, как объём, цвет, пространство, а также материальную форму предметов и световоздушную среду, ощущения движения и изменения; при этом тенденция к чувственной конкретности изображения может переходить в иллюзионизм. Однако И. и. отражают не только то, что доступно непосредственному зрительному восприятию; многие произведения содержат временное развитие событий, определённую фабулу, развёрнутое повествование, динамическое действие, что расширяет возможности И. и. в духовном освоении мира; И. и. могут также раскрывать духовный облик человека, характер его взаимоотношений с другими людьми, передавать эмоциональное и психологическое содержание изображенной ситуации. С разной степенью иллюзорности и условности И. и. дают в своей совокупности многогранную, целостную картину реальной действительности, жизни людей и природы во всём богатстве её индивидуальных проявлений, а нередко и наглядное воплощение не существующих в реальности образов, являющихся плодом человеческой фантазии. Не только чувственный облик эпохи, но и её духовная сущность, актуальные политические, философские, эстетические и этические идеи становятся содержанием И. и.
Цитата:
Кинематограф (кино), в широком смысле слова, система, позволяющая воспроизводить плоское ограниченное движущееся изображение произвольного характера (в том числе и фотографически жизнеподобное) и обладающая способностью мгновенного и полного изменения этого изображения (монтажная склейка).
Как в эстетическом, так и в технико-индустриальном плане, кинематограф является одновременно наследником фотографии и живописи с одной стороны, и литературы и театра – с другой. Это обстоятельство, а также возможность непосредственного использования в звуковом кинематографе звучащего слова и музыки дали некоторым исследователям повод рассматривать кино как синтетическое искусство.
По своей социально-культурной роли кинематограф одновременно является видом искусства и средством развлечения (в этом аспекте различия пленочного кино, телевидения и пр. проявляются наиболее сильно). Фундаментальное значение приобретают жанры кино.
Таким образом,
-
почему РИ (комикс) не является литературой: РИ может запросто обходиться без текста вообще, тогда как для литературы наличие буковок является определяющим условием;
-
почему РИ не является кинематографом: для кинематографа определяющим является наличие "motion pictures" - "движущихся картинок", тогда как в РИ картинки движутся только в воображении читателя;
- как ни странно, но наибольшее родовое сходство оказалось с ИЗО. Единственное (
но всё-таки определяющее) отличие: в ИЗО фабула является факультативом, тогда как в РИ пространственно-временное повествование - обязательно.
Поэтому всё-таки РИ - не ИЗО.
Вот поэтому для меня не существует ни малейшего вопроса, является ли РИ чем-то самостоятельным или же пришлёпком на теле какого-либо благородного искусства. Вот поэтому в магазах РИ должны иметь свою отдельную полочку, как её имеют литература и видео.
Аллилуйя.