Интересный разговор двух писателей. Полностью - здесь:
http://moonrainbow.fastbb.ru/index.pl?1 ... 1143532444
(спасибо Володе за ссылку)
Беседа писателя Алексея КАЛУГИНА
с писателем Сергеем Ивановичем ПАВЛОВЫМ (отрывок)
А.К. /.../ Среднестатистический читатель уже приучен к предельно облегченному восприятию предельно простецких, как блины, фантбоевиков. И оценку им дает предельно простецкую – “клёво!”
С.П. Это огорчает. Я как писатель, уважающий читателя, считаю “лобовую” подачу идеи произведения чем-то неприличным. Предельно “разжеванной” идеей автор, по-моему, оскорбляет думающего читателя. Любой нормальный читатель просто побрезгует это глотать.
А.К. Большинство читателей уже не брезгует. Большинство теперь не склонно жевать самостоятельно – глотает готовенькое. В наше время так воспитано... в прямом и переносном смысле этого слова... уже два-три среднестатистических читательских поколения. Многие писатели-фантасты заприметили эту нарастающую в читательском мире склонность к примитивизму и уже вовсю эксплуатируют ее. Используя новый modus vivendi, переходят на фантконвейер ради заработка и гонят почем зря псевдолитературную туфту. Чего, дескать, теряться – пипл все схавает!..
С.П. Печаль в том, что “хавает”-то в основном “пипл” молодой, с неустоявшимся вкусом и полудетским характером. Примитивизм вкуса молодых людей задерживает развитие их мозговых извилин. И с возрастом таким вот нашим парням довольно трудно выходить из инфантильной стадии – очень долго они не в состоянии стать настоящими мужчинами, не могут принимать на себя обязанности «не мальчика, но мужа». Лично мне доводилось наблюдать уже довольно великовозрастных мужчин, с удовольствием просматривающих малявочные мультфильмы типа «Спокойной ночи, малыши». Выражение их лиц в момент просмотра, надо сказать, впечатляет... Я уже не говорю об увлечении студентов детскими компьютерными “стрелялками”. Во всех сферах современного псевдоискусства культивируется поведенческий примитивизм под девизом «Бери от жизни все, не дай себе засохнуть!». Кстати будет сказать – очень вредный для здоровья и карьеры девиз. В результате, мир современныъх европеоидов обрастает проблемами самого губительного свойства. Подорванное здоровье. Интеллектуальный регресс. Аномально низкая деторождаемость. Непрочность молодых семей. Резкое снижение профессионализма во всех, без всякого исключения, областях общественно полезной деятельности... Итак, либо спасение техногенной цивилизации надо начинать сейчас прямо отсюда, либо надо принимать как неизбежность смену населения в Северном полушарии и уже не ломать по этому поводу копий. Выбор за молодежью.
А.К. Вы уверены, что она сделает правильный выбор?
С.П. Современность бросила нашим молодым людям беспрецедентный по наглости вызов. Ответ молодежи на этот вызов должен быть правильным. Иначе ей и нам придется махнуть рукой на все... В том числе и на фантастику.
А.К. Если под словом «фантастика» иметь в виду продукцию фантконвейера – мах руки тут уже состоялся.
С.П. Согласен. Фантконвейер – это почти стопроцентная гарантия деградации молодого писателя. У литератора-профессионала еще есть какие-то возможности и умение для манёвра между бездушием фантконвейера и одушевленностью личного творческого опыта, приобретенного в сфере иного ментального быта. А вот молодых и зачастую потенциально талантливых литераторов фантконвейер буквально губит на корню. Жаль...
А.К. Да, потенциально талантливых жаль. У молодого участника фантконвейерного производства быстро закрепляется уже практически неодолимая привычка пользоваться в литературной работе языковыми штампами, готовыми сценарными блоками, сюжетными трафаретами. Свежей выдумки недостает? Да и черт с ней! Новых идей не хватает? А, бог с ними, тут думать особенно некогда!.. Тем более, что очередной роман должен непременно заканчиваться фразой «Продолжение следует». В нескончаемой гонке за количеством забываешь не только о качестве, но и своем добром имени.
С.П. Ну что на это ответить, Алексей.... Конечно, Вы правы. Там, где возникают условия для подмены искусства ремесленничеством, культура писательского труда резко снижается. А это в свою очередь снижает читательский уровень культуры восприятия мира – ведь кругозор писателя-ремесленника скуден. Возьмите какую ни попадя сошедшую с фантконвейера книгу – и Вас почти наверняка поразит в этой книге слабость авторских знаний практически во всех сферах современного бытия. И даже не всегда понятно, почему это так. Он, автор, ведь где-то же учился, работал, прежде чем взяться за перо! Однако, знакомясь с его текстом, ощущаешь какую-то унылую пустоту... Я уже не говорю об отсутствии всякого присутствия элементарной начитанности. Из-за этого текст просто неинтересен. Его автор совершенно не в состоянии претендовать на роль собеседника – с таким автором скучно.
А.К. Когда я знакомлюсь с текстами некоторых нынешних авторов, у меня складывается впечатление, что книг они вообще не читают – только фильмы смотрят. Их тексты построены по принципу киносценариев: эпизод – монтажная склейка – следующий эпизод. Многие берутся писать о том, чего не знают вообще, или знают лишь понаслышке. На специфику жанра, как им кажется, можно все списать. Любую чушь, высосанную из мизинца левой руки. И даже свою безграмотность!.. Мне кажется, что проблему создали в том числе и книгоиздатели, которые свели все, что пишется, под одну вывеску «Фантастика» и даже стали экономить на зарплате литературных редакторов. В западных книгоиздательствах литературная фантастика и “трэшевое” чтиво четко разграничены. Там литература ужасов, мистика, фэнтези, сайенс фикшн существуют как самостоятельные и самодостаточные жанры. Никому не придет в голову публиковать под маркой «фантастика» роман о вампирах или мертвяках. Ни один издатель не станет выпускать “трэш” в твердой обложке. У нас же все свалено в одну кучу, и выудить из нее что-то стоящее можно только в том случае, если знаешь имена, на которые можно ориентироваться. Наш читатель находится в полной растерянности. Вот куча книг под общим грифом «фантастика» – выбор превращается в лотерею...
С.П. ...Иногда – в опасную для жизни лотерею. Хотите, поведаю Вам один случай?
А.К. Сделайте одолжение!
С.П. Ну, с книгой все-таки проще. Пробежал глазами страницу-другую – и уже ясно, с чем и с кем имеешь дело. А вот с фантфильмами, если берешься смотреть наугад, дело обстоит сложнее. Случается, полчаса потеряешь, пока за мишурой спецэффектов не уловишь, что фильм – пустышка. Бывает досадно. Я привык ценить свое время.