Русский Невсвеек
Цитата:
Первым в мире коллекционером комиксов был патриарх Никон: он собирал их по всей Руси, просил путешественников привозить их из заморских стран и с удовольствием хвастался своим собранием из 270 работ. Правда, тогда, в XVII в., комиксы назывались «потешными листами», чуть позже «простовиками», а потом и вовсе «лубками», но суть от этого не меняется: это были рассказы в картинках, дополненные небольшими письменными объяснениями.
Сегодня популярный на Западе и фактически забытый у нас во времена СССР жанр начинает «второе покорение России»: у нас не только печатаются заграничные комиксы, но и появляются собственные художники, предлагающие оригинальные работы, на отечественном материале. Уже вышел в комиксах роман Бориса Акунина «Азазель», готовятся к печати рисованные «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко и «Молодая гвардия» Александра Фадеева. После Пятого ежегодного российского фестиваля «КомМиссия», прошедшего на прошлой неделе в Москве, стало абсолютно ясно: комикс - это по-нашему. По словам Павла Хихуса, председателя оргкомитета фестиваля и руководителя творческого объединения коммиксистов «Люди мертвой рыбы», в 2001 г. на конкурс подали свои работы 78 художников, теперь их уже порядка 400.
Объемы нашего рынка комиксов еще очень небольшие: по обобщенным данным распространителей, это около 6–7 млн экземпляров в год. В Штатах же, по сведениям издателей, в год продается около 60 млн комиксов, в Японии - 1,2 млрд, в Европе - около 70 млн. Но постепенно культура комикса в России из любительской и «для себя» становится вполне себе профессиональной, уверен Хихус.
В глянце и рекламе комикс вполне востребован, его персонажей активно используют изготовители канцелярских товаров и аксессуаров для мобильников. Вечно веселые и пышногрудые девочки из японских манга, смешные Тантан и Астерикс с Обеликсом из европейских bandes dessinées и строгие и мужественные Бэтмен и Человек-паук из американских комиксов смотрят на нас с витрин магазинов игрушек и с молодежных футболок.
«Главное, что такая эстетика существует, - рассуждает филолог Татьяна Альтова, автор нескольких исследований по истории комиксов и диссертации “Американский комикс в середине XX века”. - Это отличная основа для развития, а оно обязательно будет, потому что комиксы у нас в крови». По словам Альтовой, традиционно комикс очень «русское искусство», и при правильной подаче оно «расцветет бурным цветом».
Недаром после революции у нас были так популярны плакаты вроде «Окон РОСТА». Собственно, это тоже своеобразные комиксы, только пропагандистские. Даже советский кинематограф зачастую был очень комиксовидным: чего только стоят гайдаевские Трус, Балбес и Бывалый - абсолютно готовые персонажи для рассказов в картинках, которых даже прорисовали в мультфильме «Бременские музыканты».
«Просто мы не нашли еще своего героя, - уверена Татьяна Альтова. - Как только появится “правильный” подходящий персонаж - например, в каком-нибудь новом блокбастере типа “9 роты” или “Антикиллера”, и какой-нибудь издатель решится вложить деньги в комикс, произойдет взрыв». Единственное, чего стоит опасаться, это попыток развить наш комикс по американскому варианту, предостерегает филолог. «Наш путь европейский: с сатирой, тонким юмором и многогранными, неоднозначными персонажами, а не американскими идеальными суперменами - таким своеобразным героическим ширпотребом», - уверена она.
Европейские bandes dessinées гораздо разнообразнее американских комиксов. Тут есть и детские примитивные «картинки» про Пифа, и очень тонкие и вполне взрослые истории про Титёфа, и даже знаменитые на весь мир политические комиксы от Шанталь Монтелье.
«Да и наши художники больше ориентируются на европейскую школу», - уверяет Алексей Олин, главный редактор единственного в СНГ журнала комиксов «К9». По его словам, потенциал у наших художников (и украинских, и российских) очень большой, просто пока нет условий для творчества. В Европе художник обычно получает около 8% от розничной стоимости книги, так что один-два комикса в год вполне позволяют человеку заниматься только ими. В США же именитые комиксисты, по оценкам специалистов, зарабатывают $2–3 млн в год только на продаже самих изданий и еще около $1,5 млн на продаже прав на экранизацию голливудским компаниям. У нас же комикс - это скорее хобби.
«Я рисовал несколько комиксов для издательства “Нитусов” (первое российское специализированное комиксное издательство. - Newsweek), - рассказывает 28-летний программист, просивший называть его Жека. - Не могу назвать точную цифру, но это были копейки. Сделал это скорее для себя». По словам Жеки, большинство знакомых ему художников тоже рисуют исключительно для самовыражения, «но когда-нибудь это станет прибыльно просто потому, что это здорово - люди поймут».
Пока что, по словам Олина, наши читатели предпочитают американские комиксы - покупают для детей и вообще считают рисованные рассказы исключительно ребяческой забавой. Вера Филатова каждую неделю покупает своему 6-летнему сыну Вадику разные комиксы - «Человека-паука», «Скуби Ду», «Флинстоунов». Сама очень любит бельгийского Тантана и французских Астерикса и Обеликса; говорит, когда читает, получает «истинное удовольствие». Недавно в книжном магазине она обнаружила комикс «Город грехов», выпущенный большим издательством «Амфора».
«Я была просто счастлива, - делится Вера. - Читала всю ночь, не могла оторваться. Побольше бы таких - отличное, не очень утомительное, расслабляющее чтение, хотя и не примитивное».
Когда «Город грехов» только вышел, в «Амфоре» очень переживали, что не раскупят даже небольшой тираж в 5000 экземпляров. «Мы рассматриваем издание графических романов Фрэнка Миллера как проект в большей степени культурно-просветительский, чем коммерческий, - говорил тогда Сергей Бережной, главный редактор издательства “Ред Фиш”, подразделения “Амфоры”. - Мы пытаемся познакомить российского читателя с новым художественным языком, который до сих пор в нашей стране был почти совершенно неизвестен».
Тираж раскупили, но не расхватали. Массовый российский зритель пока что довольствуется более широким искусством - голливудский фильм «Город грехов» собрал в русском прокате почти $1 млн (недавнее, значительно более попсовое «Возвращение Супермена» - около $1,5 млн). В начале 2007 г. в прокат выходит «Город грехов-2», тоже по комиксам, естественно.
Господи, если в этом
новостном журнале все новости настолько же правдивы...