Джон Труби: Ошибки и контрольные вопросы.
===================================
Самореализация / Потребность /Желание
Ошибки:
• Вы пишете историю, не отталкиваясь от конечной точки. Идёте не от конца к началу. Это может оказаться самой дорогостоящей ошибкой, которую вы можете сделать. И даже лучшие авторы делают эту ошибку. Не зная конечной точки пути вы не сможете сделать ни первый, ни какой-либо последующий шаг. Потому что нет уверенности, что именно этот путь приведёт к финалу. Этот путь приводит к истории без середины, без изменения характера и без глубины.
• У вашего героя нет никакой психологической потребности. Никакая личная слабость не делает его менее положительным.
Потребность
Ваш герой не имеет моральных потребностей. Его потребность является сугубо психологической и не имеет никакого отрицательного эффекта на кого-либо ещё. Он действует морально с самого начала, так что никакой моральный рост невозможен.
Вопросы:
• Есть ли у героя явная слабость, которая является источником его психологических и моральных потребностей?
• Наносил ли герой какой-либо моральный ущерб кому-либо в начале истории?
• Как неправильно (недостойно) он поступал в начале истории?
Самореализация
Ваш герой не учится ничему новому.
Вопрос: Какой новый курс действия выберет ваш герой после понимания надлежащего способа жить?
Желание
Линия желания героя недостаточно определённа.
Вопрос: Есть ли определённый момент, когда аудитории понятно, преуспел ли ваш герой или оказался не в состоянии достичь своей цели?
"Призрак" и контекст
Ошибки
• Нет никакого "призрака", никакого случая из прошлого, преследующего главного героя. Результат: история, которая не имеет фундамента, основы, "внутренностей".
• "Призрак" не болезненный для героя. Случай должен быть причиной нынешних проблем!
• "Призрак" не связан с потребностью героя.
• Герой преодолевает "призрака" очень легко. А призрак не должен исчезнуть в начале истории.
• Мир вашей истории мелок. Он не включает большие силы, которые бы влияли на героя.
Вопросы:
• Глубоко ли травмировал героя случай в прошлом?
• Требует ли история, чтобы герой противостоял множеству противоборствующих сил, влияющих на него?
Проблема / Потребность
Разница между моральной и психологической потребностью:
Психологическая потребность сугубо личная. У героя есть слабость или он теряет что-то, но это не имеет отрицательного эффекта на кого-либо ещё кроме самого героя.
Моральная потребность характера всегда имеет прямой отрицательный эффект на кого-либо ещё.
Побуждающее происшествие
Ошибки:
• Побуждающее происшествие (провоцирующее событие) не вынуждает вашего героя в конце истории противостоять его потребности. (Чтобы победить, герой должен перешагнуть через свои слабости)
• Побуждающее происшествие не вынуждает вашего героя немедленно придумывать линию желания.
Вопрос: Какой случай будет толчком к истории, ведущей к самой трудной борьбе в жизни героя?
Желание
Ошибки:
• У героя нет сквозной линии желания. Это приводит к эпизодическому повествованию.
• У героя мимолётное, реактивное желание
• Желание героя настолько мелкое, что это не захватывает аудиторию
• Желание героя столь огромно, что никогда не может быть осуществлено кроме как с натяжкой.
Вопросы:
• Будет ли в истории момент, когда аудитория будет знать точно: достиг ли герой цели?
• Линия желания не отклоняется от курса и не видоизменяется по ходу, оставаясь по существу той же самой?
Союзники
Ошибки:
• Союзники интереснее, чем главный герой.
• У союзников нет собственной линии желания.
Вопрос: Как различие между союзником и героем позволяет объёмнее определить героя?
Противник
Ошибки:
• У вас нет главного противника. Это вторая причина эпизодичности действия.
• На роль главного противника выбран не тот персонаж
• Ваш главный противник не истинный противник. Он не хочет ту же самую вещь, что и герой.
• Главный противник не имеет убеждений, которые входят в конфликт с убеждениями героя.
• Главный противник является АБСОЛЮТНЫМ злом. Он неисправимо зол и неспособен к моральным действиям.
Вопросы:
• Кто хочет остановить главного героя и почему?
• Что хочет получить противник?
• Ваш противник конкурирует с героем за ТУ ЖЕ САМУЮ вещь?
Скрытый враг
Ошибки:
В истории нет скрытого врага. Противостояние недостаточно накалено, если нет характера, работающего против главного героя под прикрытием.
Вопросы:
• Чем скрытый враг по существу отличается от главного врага?
• … от героя?
Первое открытие
Ошибки:
Открытие не заставляет героя изменить первоначальную цель.
• Изменения цели слишком кардинальны. Вы дали герою АБСОЛЮТНО новую линию желания
• Первое открытие слишком мощно. Вы не можете превзойти этот пик в дальнейшем.
Вопросы:
• Действительно ли это открытие так важно для героя?
• Выстроено ли оно логически?
План героя
Ошибки:
• У героя нет плана действий
• План недостаточно определённый
• Первоначальный план сразу приводит к успеху
Вопросы:
• Как противник опрокинет этот план?
• Какой новый план придумает герой, чтобы обойти противника?
• План героя содержит безнравственные действия, чтобы победить? ДОЛЖЕН, чтобы союзник критиковал героя.
План противника
Ошибки:
• У противника нет плана
• Противник неактивно атакует героя
• Противник недостаточно прессует героя, чтобы тот отказался от своего первоначального плана и изобрёл новый
• Противник не побеждает в середине истории
Вопросы:
• Какие шаги предпринимает противник, чтобы достигнуть цели?
• Какие скрытые уловки он использует, чтобы нанести ущерб герою?
Действия героя (Hero's Drive)
Ошибки:
• Герой предпринимает множество действий, которые не ведут к цели.
• Повторение тех же действий снова и снова. Если не разнообразить действия, то середина окажется скучна
• Конфликт между героем и противником не усиливается к середине истории
• Герой побеждает в течении движения.
Вопросы:
• Действительно ли эти шаги следует предпринимать герою для достижения цели?
• Какие новые действия предпримет герой, когда его первые усилия провалятся?
Атака союзника
Ошибки:
• Союзник не критикует героя. Если союзник полностью согласен с героем, нет нового измерения в конфликте истории.
• Союзник отличается в стратегии, но не в этике (морали) от действий героя.
Вопросы:
• Как по мнению союзника должен действовать герой?
• Как это отличается этически от того, что делает герой?
Очевидное поражение
Ошибки:
• Герой не имеет очевидного поражения, когда ему кажется, что цель вот-вот будет достигнута.
• Герой имеет слишком много очевидных поражений.
• Очевидное поражение недостаточно разрушительно.
Вопрос: Как противник добивается поражения героя, когда герой уже уверен в своей победе?
Второе открытие
Открытие
Решение
Изменение желания
Obsession drive
Изменение мотивировки
Ошибки:
• Герой не получает никакой новой информации в середине истории.
• Второе открытие не превосходит по силе первое
Вопросы:
• Как второе открытие связано с первым?
• Почему ваш герой поглощён достижением цели?
Открытие аудитории
Ошибки:
Аудитория знает не больше, чем герой и абсолютно не посвящена в скрытые уловки врага. В результате аудитория не понимает полную мощь противника и не видит рост героя.
Вопросы:
• Какую информацию получает аудитория до того, как об этом узнает герой?
• Как эту информацию лучше дать: визуально или через диалог?
Третье открытие
Ошибки:
• Герой не получает никакой новой информации перед битвой.
• Третье открытие не сильнее второго.
• Третье открытие не ведёт к изменению линии желания героя на первоначальный курс.
Вопросы:
• Что является заключительной частью информации, которую герой узнаёт о противнике?
• Что является ключом, который даёт эту информацию?
Ворота / Визит смерти
Ошибки:
• Герой не испытывает сопротивления, приближаясь к битве.
• Герой не противостоит собственной смертности, что могло бы усилить конфликт.
Вопросы:
• Находится ли герой под давлением?
• Находится ли он на пороге смерти (или символа смерти)?
Битва
Ошибки:
В финале истории нет столкновения героя с противником.
• Сражение слабое или неадекватное.
• Сражение - не самый интенсивный конфликт в истории.
• Сражение не является конфликтом ценностей.
• Сражение не ведёт к самореализации.
Вопросы:
• Это самый интенсивный конфликт в истории?
• Является ли битва прежде всего конфликтом между героем и противником?
• Похож ли герой на противника в этой точке истории?
• Чей набор убеждений и ценностей является превосходящим - героя или противника?
Самореализация
Ошибки:
• Герой не получает самореализации.
• Самореализация наступает в истории слишком рано
• Самореализация не является моральным актом: герой не осознаёт свои ошибки в прошлом и не понимает, как достойно жить дальше.
• Персонаж изменяется, но это не изменение характера. (Например: добился личного успеха, вылечил болезнь)
• Размышления о теме как о предмете, а не как о Способе.
Вопросы:
• Учится ли герой понимать людей как личности, а не только как инструменты для соей игры?
• Действительно ли герой получает новую часть информации?
Моральный выбор
Ошибки:
• Вы не даёте герою сделать в конце истории моральный выбор. Персонаж, который не выбирает в конце истории между двумя способами действия, не скажет аудитории, какой образ жизни (в который вы верите) является превосходящим.
• Вы даёте герою ложный выбор. Выбор между добром и злом. Правильный выбор - между двумя позитивами или уход от двух негативов.
Вопросы:
• Вы создали вашу тему заключительного морального выбора между двух позитивов?
• Может ли аудитория сделать этот выбор в повседневной жизни?
Новое равновесие
Ошибки:
• Нет ощущения окончания истории.
• Окончание не следует логически (притянуто за уши)
Вопрос: окончание даёт аудитории понимание более глубинной проблемы, вовлечённой в историю?
Char. List
• У вас слишком много персонажей в истории
• Вы не представляете ясно роль и функцию каждого персонажа.
Вопрос: Все ли персонажи необходимы, чтобы рассказать эту историю?
Char. Web
• У вас нет четырёх-точечного противостояния. Вам нужно как минимум три противника, с которыми будет сражаться герой.
• Второстепенные характеры абсолютно недетализированы или же наоборот - столь же сложны, как и главный герой.
• Конфликт между героем и противником поверхностный
• Герой не обеспечен детальным набором ценностей и убеждений.
• Противник не обеспечен детальным набором ценностей и убеждений.
Вопросы:
•
• Кто главный противник и кто вторичные противники?
• Как противник использует основные слабости героя?
• Что является самым главным, за что борются между собой герой и противник?
• Что по мнению героя включает в себя понятие "жить правильно"?
• Чем ценности противника отличаются от таковых героя?
Char. World
• Вы не смогли создать детализированный мир истории
• Мир не выражает глубоких слабостей героя.
• Мир не меняется из-за действий героя.
• История развивается в мире, который не выходит за пределы семьи.
Вопросы:
• Продумали ли вы мир так же тщательно, как и героя?
• What are the larger ramifications of the hero's struggle?
• What are the largest ramifications that the hero's actions could have?
Контекст / Общество / Институты
Вы не смогли соединить уникальное созданное общество с большим миром. Это значит, что арена действия слишком узка и специализирована.
Вопрос: Сможет ли широкая аудитория ассоциировать себя с уникальным обществом или институтом вашей истории?
Социальная среда
Не показано, как социальные силы воздействуют на героя.
Вопрос: Осознаёт или не осознаёт герой воздействие социальных сил?
Natural Setting
Нет набора символов (символических значений), закреплённых в мире истории.
Вопрос: Какие глубокие значения закреплены за установками вашего мира?
Время года / Праздник
Использованное время года или праздник являются клише или предсказуемо.
Вопрос: Какой глубокий смысл или философия заключены в использовании времени года или праздника и как это относится к истории?
Диапазон изменения мира
Мир не меняется с течением истории.
Вопрос: Есть ли фундаментальный сдвиг в том, как выглядит мир на протяжении истории?
Визуальные семь шагов
Места, где происходит каждое из основных событий не слишком отличаются друг от друга.
Вопрос: Какие уникальные места ассоциированы с каждой ключевой точкой сюжета?
Диалоги
• Сцена не сфокусирована на главном
• В цене лидирует не тот характер.
• Нет противостоящих характеров с разными целями.
• У ведущего в этой сцене характера нет стратегии движения к цели.
• У сцены нет ясной концовки.
• Диалоги имеют значение, но не двигают историю.
• Нет аргументов"правильного" и "неправильного".
• В диалогах нет индивидуальности характеров.
• Вы пишете диалоги, которые не отражают уникальное значение каждого характера.
Моральные действия
• На протяжении истории характер не растёт и не падает морально.
• Другие характеры не реагируют, если герой действует аморально.
Вопросы:
• Как далеко может зайти герой, пытаясь достичь цели?
• Как ваш герой критикуется другими за свои поступки?
• Достигает ли герой к концу истории понимания того, как надо жить достойно?
Предпосылка
• Затёртая до дыр предпосылка. Аудитория видела это уже тысячу раз.
• Мелкая идея растянута на два часа.
• Предпосылка не является чем-то личным для сценариста. (Не то, что прочувствовано)
• Предпосылка слишком личная: приемлема и понятна только для вас, но не для широкой аудитории.
Вопросы:
• Почему вас волнует эта проблема?
• Интересует ли лично вас решение этой проблемы?
• Насколько хорош характер, чтобы выразить эту идею?
• Может ли идея выйти за пределы двух-трёх хороших сцен? (может ли идея занять два часа времени?)
• Затронет ли аудиторию на личностном уровне решение этой проблемы?
• Действительно ли эта сюжетная линия настолько универсальна, чтобы заинтересовать людей кроме вас?
Scene List
• В сцене используется более одной сюжетной линии.
• Описание поверхностных элементов вместо сути действия.
• Включаются сцены, которые не требуются для драматического развития истории.
• Вы озабочены хронологическим порядком больше, чем структурой.
Вопросы:
• Можно ли объединить несколько сцен в одну?
• Расставлены ли сцены по порядку?
• Нет ли промежутков в списке сцен?
Scene Weave
• Ваши сцены не расположены согласно "22 step" - самому драматургическому пути развития истории
• Вы не в состоянии проверить "спинной хребет" истории.
• В сценах нет символов.
Symbol
• Нет символов, ключевых фраз чтобы фокусировать диалог.
• Ваши символы не связаны с темой.
• Вы не в состоянии найти символ, который может быть связан с миром, обществом или институтом.
• Нет символа, который выражает основной аспект характера вашего героя.
Вопрос:
• Имеется ли объект, который выражает визуально мир истории?
• Какой символ выражает изменение характера вашего героя?
• Имеется ли имя или объект, который может выразить сущность вашего персонажа?
Тема
• Неправильно выбрана структура или жанр, чтобы рассказать вашу историю.
• Повествование не сосредоточено на самом глубоком конфликте в истории.
• Не знаете свою тему.
• Не имеете стратегии, чтобы лучше рассказать историю.
• Характеры не выражают уникальный взгляд на центральную проблему истории.
• Нет единственной линии диалога, который повторяется несколько раз в течении истории, чтобы выразить тему.
_________________ "Кто людям помогает, тот тратит время зря!" (с) ст. Шапокляк
|