Форуми на КОМІКС.com.ua https://forum.comics.com.ua/ |
|
Парадигма Джона Труби: 22 точки структуры https://forum.comics.com.ua/viewtopic.php?t=2197 |
Сторінка 1 з 1 |
Автор: | Александр Ремизов [ П'ят грудня 29, 2006 8:46 ] |
Тема повідомлення: | Парадигма Джона Труби: 22 точки структуры |
По мнению Джона Труби (http://truby.com/), нас от сценарной заготовки до законченного сценария отделяют только 22 шага. (Внимание! Перевод - мой. Со словарём. Я бы рад был сам получить готовый перевод этого текста на блюдечке с голубой каёмочкой. Но никто из свободно владеющих английским этого сделать не удосужился и пришлось возиться самому. Как умею. Так что не поминайте лихом.) Спинной хребет истории: 1. Самореализация / Потребность /Желание - Чему герой научится сам или от других к концу истории? - В чём герой неправ в отношении себя или других в начале истории? 2. "Призрак" и контекст - Кто (в чём) "призрак" героя? ("призрак" в парадигме Труби - это то, что преследует героя, его "скелет в шкафу", то, что не даёт герою спать по ночам) Каков контекст истории? (На фоне чего она разворачивается?) 3. Проблема / Потребность - Проблема героя - 3 слабости героя - Психологическая потребность - Моральная потребность 4. Побуждающее происшествие - Какое событие является толчком к началу истории? 5. Желание - Желание-цель - Желание-мотив - Каковы ставки в игре? 6. Союзники - Кто союзники героя? 7. Противник - Кто противник героя? 8. Скрытый враг - Кто скрытый враг, который притворяется союзником? 9. Первое открытие - Открытие - Решение - Изменение желания - Изменение мотивировки 10. План героя - В чём состоит план героя? 11. План противника - В чём состоит план противника? 12. Действия героя (Hero's Drive) - Последовательное описание действий героя в истории 13. Атака союзника - Обвинение / Критика - Оправдание 14. Очевидное поражение - Герой сталкивается с большими трудностями 15. Второе открытие - Открытие - Решение - Изменение желания - Obsession drive - Изменение мотивировки 16. Открытие аудитории - Что узнаёт аудитория и что остаётся скрытым от героя? 17. Третье открытие - Открытие - Решение - Изменение желания - Изменение мотивировки 18. "Ворота" / Визит смерти - Символ смерти и воскрешения героя 19. Битва - Характеры в конфликте - Точка схода всех линий - Герой похож на противника - Глубинные значения в конфликте - Последовательность конфликта 20. Самореализация - Самореализация психологическая - Самореализация моральная 21. Моральный выбор - Самореализация - моральный выбор - Самореализация - раскрытие темы 22. Новое равновесие - Герой на более низком или на более высоком уровне |
Автор: | Александр Ремизов [ П'ят грудня 29, 2006 8:49 ] |
Тема повідомлення: | |
Джон Труби: Ошибки и контрольные вопросы. =================================== Самореализация / Потребность /Желание Ошибки: • Вы пишете историю, не отталкиваясь от конечной точки. Идёте не от конца к началу. Это может оказаться самой дорогостоящей ошибкой, которую вы можете сделать. И даже лучшие авторы делают эту ошибку. Не зная конечной точки пути вы не сможете сделать ни первый, ни какой-либо последующий шаг. Потому что нет уверенности, что именно этот путь приведёт к финалу. Этот путь приводит к истории без середины, без изменения характера и без глубины. • У вашего героя нет никакой психологической потребности. Никакая личная слабость не делает его менее положительным. Потребность Ваш герой не имеет моральных потребностей. Его потребность является сугубо психологической и не имеет никакого отрицательного эффекта на кого-либо ещё. Он действует морально с самого начала, так что никакой моральный рост невозможен. Вопросы: • Есть ли у героя явная слабость, которая является источником его психологических и моральных потребностей? • Наносил ли герой какой-либо моральный ущерб кому-либо в начале истории? • Как неправильно (недостойно) он поступал в начале истории? Самореализация Ваш герой не учится ничему новому. Вопрос: Какой новый курс действия выберет ваш герой после понимания надлежащего способа жить? Желание Линия желания героя недостаточно определённа. Вопрос: Есть ли определённый момент, когда аудитории понятно, преуспел ли ваш герой или оказался не в состоянии достичь своей цели? "Призрак" и контекст Ошибки • Нет никакого "призрака", никакого случая из прошлого, преследующего главного героя. Результат: история, которая не имеет фундамента, основы, "внутренностей". • "Призрак" не болезненный для героя. Случай должен быть причиной нынешних проблем! • "Призрак" не связан с потребностью героя. • Герой преодолевает "призрака" очень легко. А призрак не должен исчезнуть в начале истории. • Мир вашей истории мелок. Он не включает большие силы, которые бы влияли на героя. Вопросы: • Глубоко ли травмировал героя случай в прошлом? • Требует ли история, чтобы герой противостоял множеству противоборствующих сил, влияющих на него? Проблема / Потребность Разница между моральной и психологической потребностью: Психологическая потребность сугубо личная. У героя есть слабость или он теряет что-то, но это не имеет отрицательного эффекта на кого-либо ещё кроме самого героя. Моральная потребность характера всегда имеет прямой отрицательный эффект на кого-либо ещё. Побуждающее происшествие Ошибки: • Побуждающее происшествие (провоцирующее событие) не вынуждает вашего героя в конце истории противостоять его потребности. (Чтобы победить, герой должен перешагнуть через свои слабости) • Побуждающее происшествие не вынуждает вашего героя немедленно придумывать линию желания. Вопрос: Какой случай будет толчком к истории, ведущей к самой трудной борьбе в жизни героя? Желание Ошибки: • У героя нет сквозной линии желания. Это приводит к эпизодическому повествованию. • У героя мимолётное, реактивное желание • Желание героя настолько мелкое, что это не захватывает аудиторию • Желание героя столь огромно, что никогда не может быть осуществлено кроме как с натяжкой. Вопросы: • Будет ли в истории момент, когда аудитория будет знать точно: достиг ли герой цели? • Линия желания не отклоняется от курса и не видоизменяется по ходу, оставаясь по существу той же самой? Союзники Ошибки: • Союзники интереснее, чем главный герой. • У союзников нет собственной линии желания. Вопрос: Как различие между союзником и героем позволяет объёмнее определить героя? Противник Ошибки: • У вас нет главного противника. Это вторая причина эпизодичности действия. • На роль главного противника выбран не тот персонаж • Ваш главный противник не истинный противник. Он не хочет ту же самую вещь, что и герой. • Главный противник не имеет убеждений, которые входят в конфликт с убеждениями героя. • Главный противник является АБСОЛЮТНЫМ злом. Он неисправимо зол и неспособен к моральным действиям. Вопросы: • Кто хочет остановить главного героя и почему? • Что хочет получить противник? • Ваш противник конкурирует с героем за ТУ ЖЕ САМУЮ вещь? Скрытый враг Ошибки: В истории нет скрытого врага. Противостояние недостаточно накалено, если нет характера, работающего против главного героя под прикрытием. Вопросы: • Чем скрытый враг по существу отличается от главного врага? • … от героя? Первое открытие Ошибки: Открытие не заставляет героя изменить первоначальную цель. • Изменения цели слишком кардинальны. Вы дали герою АБСОЛЮТНО новую линию желания • Первое открытие слишком мощно. Вы не можете превзойти этот пик в дальнейшем. Вопросы: • Действительно ли это открытие так важно для героя? • Выстроено ли оно логически? План героя Ошибки: • У героя нет плана действий • План недостаточно определённый • Первоначальный план сразу приводит к успеху Вопросы: • Как противник опрокинет этот план? • Какой новый план придумает герой, чтобы обойти противника? • План героя содержит безнравственные действия, чтобы победить? ДОЛЖЕН, чтобы союзник критиковал героя. План противника Ошибки: • У противника нет плана • Противник неактивно атакует героя • Противник недостаточно прессует героя, чтобы тот отказался от своего первоначального плана и изобрёл новый • Противник не побеждает в середине истории Вопросы: • Какие шаги предпринимает противник, чтобы достигнуть цели? • Какие скрытые уловки он использует, чтобы нанести ущерб герою? Действия героя (Hero's Drive) Ошибки: • Герой предпринимает множество действий, которые не ведут к цели. • Повторение тех же действий снова и снова. Если не разнообразить действия, то середина окажется скучна • Конфликт между героем и противником не усиливается к середине истории • Герой побеждает в течении движения. Вопросы: • Действительно ли эти шаги следует предпринимать герою для достижения цели? • Какие новые действия предпримет герой, когда его первые усилия провалятся? Атака союзника Ошибки: • Союзник не критикует героя. Если союзник полностью согласен с героем, нет нового измерения в конфликте истории. • Союзник отличается в стратегии, но не в этике (морали) от действий героя. Вопросы: • Как по мнению союзника должен действовать герой? • Как это отличается этически от того, что делает герой? Очевидное поражение Ошибки: • Герой не имеет очевидного поражения, когда ему кажется, что цель вот-вот будет достигнута. • Герой имеет слишком много очевидных поражений. • Очевидное поражение недостаточно разрушительно. Вопрос: Как противник добивается поражения героя, когда герой уже уверен в своей победе? Второе открытие Открытие Решение Изменение желания Obsession drive Изменение мотивировки Ошибки: • Герой не получает никакой новой информации в середине истории. • Второе открытие не превосходит по силе первое Вопросы: • Как второе открытие связано с первым? • Почему ваш герой поглощён достижением цели? Открытие аудитории Ошибки: Аудитория знает не больше, чем герой и абсолютно не посвящена в скрытые уловки врага. В результате аудитория не понимает полную мощь противника и не видит рост героя. Вопросы: • Какую информацию получает аудитория до того, как об этом узнает герой? • Как эту информацию лучше дать: визуально или через диалог? Третье открытие Ошибки: • Герой не получает никакой новой информации перед битвой. • Третье открытие не сильнее второго. • Третье открытие не ведёт к изменению линии желания героя на первоначальный курс. Вопросы: • Что является заключительной частью информации, которую герой узнаёт о противнике? • Что является ключом, который даёт эту информацию? Ворота / Визит смерти Ошибки: • Герой не испытывает сопротивления, приближаясь к битве. • Герой не противостоит собственной смертности, что могло бы усилить конфликт. Вопросы: • Находится ли герой под давлением? • Находится ли он на пороге смерти (или символа смерти)? Битва Ошибки: В финале истории нет столкновения героя с противником. • Сражение слабое или неадекватное. • Сражение - не самый интенсивный конфликт в истории. • Сражение не является конфликтом ценностей. • Сражение не ведёт к самореализации. Вопросы: • Это самый интенсивный конфликт в истории? • Является ли битва прежде всего конфликтом между героем и противником? • Похож ли герой на противника в этой точке истории? • Чей набор убеждений и ценностей является превосходящим - героя или противника? Самореализация Ошибки: • Герой не получает самореализации. • Самореализация наступает в истории слишком рано • Самореализация не является моральным актом: герой не осознаёт свои ошибки в прошлом и не понимает, как достойно жить дальше. • Персонаж изменяется, но это не изменение характера. (Например: добился личного успеха, вылечил болезнь) • Размышления о теме как о предмете, а не как о Способе. Вопросы: • Учится ли герой понимать людей как личности, а не только как инструменты для соей игры? • Действительно ли герой получает новую часть информации? Моральный выбор Ошибки: • Вы не даёте герою сделать в конце истории моральный выбор. Персонаж, который не выбирает в конце истории между двумя способами действия, не скажет аудитории, какой образ жизни (в который вы верите) является превосходящим. • Вы даёте герою ложный выбор. Выбор между добром и злом. Правильный выбор - между двумя позитивами или уход от двух негативов. Вопросы: • Вы создали вашу тему заключительного морального выбора между двух позитивов? • Может ли аудитория сделать этот выбор в повседневной жизни? Новое равновесие Ошибки: • Нет ощущения окончания истории. • Окончание не следует логически (притянуто за уши) Вопрос: окончание даёт аудитории понимание более глубинной проблемы, вовлечённой в историю? Char. List • У вас слишком много персонажей в истории • Вы не представляете ясно роль и функцию каждого персонажа. Вопрос: Все ли персонажи необходимы, чтобы рассказать эту историю? Char. Web • У вас нет четырёх-точечного противостояния. Вам нужно как минимум три противника, с которыми будет сражаться герой. • Второстепенные характеры абсолютно недетализированы или же наоборот - столь же сложны, как и главный герой. • Конфликт между героем и противником поверхностный • Герой не обеспечен детальным набором ценностей и убеждений. • Противник не обеспечен детальным набором ценностей и убеждений. Вопросы: • • Кто главный противник и кто вторичные противники? • Как противник использует основные слабости героя? • Что является самым главным, за что борются между собой герой и противник? • Что по мнению героя включает в себя понятие "жить правильно"? • Чем ценности противника отличаются от таковых героя? Char. World • Вы не смогли создать детализированный мир истории • Мир не выражает глубоких слабостей героя. • Мир не меняется из-за действий героя. • История развивается в мире, который не выходит за пределы семьи. Вопросы: • Продумали ли вы мир так же тщательно, как и героя? • What are the larger ramifications of the hero's struggle? • What are the largest ramifications that the hero's actions could have? Контекст / Общество / Институты Вы не смогли соединить уникальное созданное общество с большим миром. Это значит, что арена действия слишком узка и специализирована. Вопрос: Сможет ли широкая аудитория ассоциировать себя с уникальным обществом или институтом вашей истории? Социальная среда Не показано, как социальные силы воздействуют на героя. Вопрос: Осознаёт или не осознаёт герой воздействие социальных сил? Natural Setting Нет набора символов (символических значений), закреплённых в мире истории. Вопрос: Какие глубокие значения закреплены за установками вашего мира? Время года / Праздник Использованное время года или праздник являются клише или предсказуемо. Вопрос: Какой глубокий смысл или философия заключены в использовании времени года или праздника и как это относится к истории? Диапазон изменения мира Мир не меняется с течением истории. Вопрос: Есть ли фундаментальный сдвиг в том, как выглядит мир на протяжении истории? Визуальные семь шагов Места, где происходит каждое из основных событий не слишком отличаются друг от друга. Вопрос: Какие уникальные места ассоциированы с каждой ключевой точкой сюжета? Диалоги • Сцена не сфокусирована на главном • В цене лидирует не тот характер. • Нет противостоящих характеров с разными целями. • У ведущего в этой сцене характера нет стратегии движения к цели. • У сцены нет ясной концовки. • Диалоги имеют значение, но не двигают историю. • Нет аргументов"правильного" и "неправильного". • В диалогах нет индивидуальности характеров. • Вы пишете диалоги, которые не отражают уникальное значение каждого характера. Моральные действия • На протяжении истории характер не растёт и не падает морально. • Другие характеры не реагируют, если герой действует аморально. Вопросы: • Как далеко может зайти герой, пытаясь достичь цели? • Как ваш герой критикуется другими за свои поступки? • Достигает ли герой к концу истории понимания того, как надо жить достойно? Предпосылка • Затёртая до дыр предпосылка. Аудитория видела это уже тысячу раз. • Мелкая идея растянута на два часа. • Предпосылка не является чем-то личным для сценариста. (Не то, что прочувствовано) • Предпосылка слишком личная: приемлема и понятна только для вас, но не для широкой аудитории. Вопросы: • Почему вас волнует эта проблема? • Интересует ли лично вас решение этой проблемы? • Насколько хорош характер, чтобы выразить эту идею? • Может ли идея выйти за пределы двух-трёх хороших сцен? (может ли идея занять два часа времени?) • Затронет ли аудиторию на личностном уровне решение этой проблемы? • Действительно ли эта сюжетная линия настолько универсальна, чтобы заинтересовать людей кроме вас? Scene List • В сцене используется более одной сюжетной линии. • Описание поверхностных элементов вместо сути действия. • Включаются сцены, которые не требуются для драматического развития истории. • Вы озабочены хронологическим порядком больше, чем структурой. Вопросы: • Можно ли объединить несколько сцен в одну? • Расставлены ли сцены по порядку? • Нет ли промежутков в списке сцен? Scene Weave • Ваши сцены не расположены согласно "22 step" - самому драматургическому пути развития истории • Вы не в состоянии проверить "спинной хребет" истории. • В сценах нет символов. Symbol • Нет символов, ключевых фраз чтобы фокусировать диалог. • Ваши символы не связаны с темой. • Вы не в состоянии найти символ, который может быть связан с миром, обществом или институтом. • Нет символа, который выражает основной аспект характера вашего героя. Вопрос: • Имеется ли объект, который выражает визуально мир истории? • Какой символ выражает изменение характера вашего героя? • Имеется ли имя или объект, который может выразить сущность вашего персонажа? Тема • Неправильно выбрана структура или жанр, чтобы рассказать вашу историю. • Повествование не сосредоточено на самом глубоком конфликте в истории. • Не знаете свою тему. • Не имеете стратегии, чтобы лучше рассказать историю. • Характеры не выражают уникальный взгляд на центральную проблему истории. • Нет единственной линии диалога, который повторяется несколько раз в течении истории, чтобы выразить тему. |
Автор: | Александр Ремизов [ П'ят грудня 29, 2006 9:08 ] |
Тема повідомлення: | |
К сожалению, этот текст на английском (в файле .chm), даже сжатый превышает установленный здесь лимит в 250 кб. Так что если желаете ознакомиться с текстом Труби в оригинале, придётся идти на его сайт (ссылка в начале темы), скачать его программу и после инсталляции взять этот файл в директории программы. |
Автор: | deFrost [ Нед квітня 20, 2008 5:16 ] |
Тема повідомлення: | |
спасибо за перевод. до меня все никак "моральный аргумент" не доходил, то оказывается моральный выбор. |
Автор: | c0ffee [ Нед квітня 20, 2008 11:40 ] |
Тема повідомлення: | |
Спасибо за перевод. Стоящая вещь! |
Автор: | plok-zont [ Нед квітня 20, 2008 20:20 ] |
Тема повідомлення: | |
пошол читать хвала подвижнику комиксостроения |
Сторінка 1 з 1 | Часовий пояс UTC+02:00 |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Limited https://www.phpbb.com/ |