Встреча проходила на «Винзаводе». Вроде бы велась видеозапись, но не уверен, что ее выложат в интернет. Разве что Богдан подошлет фотки ) Впечатления очень позитивные.
Ниже не стенограмма, а краткий конспект -- был без диктофона. Возможны ошибки (. .
ПЕРВЫЕ ПОВЛИЯВШИЕ КОМИКСЫ
«О вавельском драконе и принцессе Ванде» Гжегожа Росиньского из исторического цикла по польским сказаниям:
http://papanda.livejournal.com/26212.html
(на сканах русскоязычное издание, Игорю в семь лет попалось издание на польском).
Затем, в конце 70-х «Корто Мальтез» Уго Пратта. Газета КПФ «Юманите» ежедневно по одной страничке печатала с продолжение цикл про африканские похождения Мальтеза – ту часть 20-тистраничных историй, которая сперва выходила в «Пифе», а позднее была собрана под общим названием «Les Ethiopiques» (Эфиопиана):
http://www.toutenbd.com/gallery/albums/ ... tt/aae.jpg
ПЕРВАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Стрип из цикла «Шизоиды» «Опаснось»:
http://baranko.blogspot.com/2008/05/blog-post_09.html
Опубликован в ноябре 1997 г. в словенском фанзине «Стрипбурек» в спецвыпуске «Комиксы за проржавевшим Железным занавесом», посвященном восточноевропейскому комиксу:
http://www.ljudmila.org/stripcore/burek/
Игорь: «Тогда я узнал, что существуют такие издания как фанзины, которые публикуют авторов, но не платят».
ПЕРВЫЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ ЗАКАЗ
Пришёл из Исландии в 1998-м. Парень предложил нарисовать комикс о викингах. Когда работа была готова, поступило сообщение: «Извини, меня уволили. Сейчас работаю охранником в супермаркете».
О ПЕРИОДЕ В США
В 1999 выигрывает гринкарту и приезжает работать в Штаты, где проводит три года: «Я ехал туда, чтобы заниматься комиксами. Днем рисовал майки для мексиканцев, а вечером -- комиксы».
На крупнейшей из комикс-конвенций в Сан-Диего, куда в числе прочих приезжают и редакторы издательств, работы Игоря встречают прохладный прием: «Это не американский, а европейский стиль». В тот период французское издательство Les Humanoïdes Associés представляет на конвенции свой открытый в 1998-м американский филиал Humanoids Publishing. Комиксы понравились. Начинается сотрудничество.
О СЦЕНАРИЯХ
Первые работы для «Гуманоидов» сделаны по сценариям Алехандро Ходоровского (Invasion) и Жана-Пьера Дионне (Exterminator 17, сиквел сериала Дионне и Энки Билаля). Все последующие -- по авторским сценариям: «Пишу тяжело, каждую реплику переписываю по десять раз». Большие, «альбомные» истории публикуются в Европе, короткие, экспериментальные -- в США, в издательствах альтернативных комиксов.
СКОРОСТЬ РИСОВАНИЯ
Зависит от настроения. В среднем дня три на страницу комикса «альбомного» типа. Эксперементальные стрипы и графические новеллы могут быть и страница в день: «Все зависит от того, насколько быстро можешь наставить всюду точек, штришков»…
ТЕХНИКА
Бескомпьютерная: бумага, тушь, перо. Оригинал сканируется на 1200 dpi и передается колористу. За цвет шла перманентная борьба, поскольку качество покраски оставляло желать лучшего. Начиная с «Танца времен» (фэнтезийная трилогия об индейцах, открывающих мир белых) удалось убедить издательство отдавать колористическую работу киевскому художнику (Вячеслав Ксенофонтов), чтобы автор мог контролировать процесс.
МИНИМАЛИСТСКАЯ ГРАФИКА
На вопрос: «Как вы относитесь к альтернативному рисованию по принципу “точка, квадратик, кружок”» -- ответ: «Очень хорошо. Я бы только так и рисовал, если бы за это платили. Но не платят»,
«МАКСИМ ОСА: ЧЕЛОВЕК С ТОГО СВЕТА».
Первый том целиком выложен в авторском блоге:
http://baranko.blogspot.com/2008_11_01_archive.html
Если “L'Empereur-Océan” («Орда» в амер. издании) и «Танец времен» -- это завершенные трилогии по 46 полос альбом, то «Максим Оса» планируется как продолжительный цикл исторических детективов из двух альбомов каждая история, связанных общим героем по аналогии с «Фандорианой» Акунина. Время действия XVII век, насыщенный интересными событиями, дающими простор для воображения (если я правильно понял, то «Человек с того света» относится к периоду после Хотынского мира 1621 года, т.е. Оса еще может поучаствовать и в осаде Ла-Рошели кардиналом Ришелье
)
О КРИЗИСЕ
Последними новостями о Humanoïdes Associés были сообщения о финансовых трудностях компании и то, что многие проекты в последнее время остановлены. На вопрос о нынешнем положении дел Игорь сообщил, что началось оживление. Возобновили работу над замороженной на полтора года дилогией “Ruines d'Akhétaton”:
http://www.scifi-universe.com/view_imag ... a_id=15390
(древнеегипетские времена)
«Максим Оса» выходит в другом, бельгийском издательстве. Было сразу же оговорено, что права на украинское, российское и польское издания сохраняются за автором: «Вообще, с учетом кризиса лучше работать с несколькими издательствами. Т.е. не класть яйца в одну корзину».
О НЫНЕШНЕМ СОСТОЯНИИ КОМИКСА
Современный французский комикс -- это альбомы и большие претензии на искусство.
Американский комикс -- прежде всего бизнес, хотя существует множество авторских проектов: «Не люблю современные сверхгеройские комиксы. Они туповаты даже по сравнению с теми же комиксами 70-х годов».
Ощущение такое, что: «Сейчас заканчивается процесс глобализации, и на основе изменившего видения возникли новые национальные школы комиксов».
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ
Вообще, в отличие от мастер-классов прошлых лет, было много «гламурных» вопросов. Все ответы не успел записать. Например: рецепт любимого кушанья; кого больше нравится рисовать, мужчин или женщин; будет ли делать комикс про своего кота; не хотел бы попробовать себя в театре, балете и музыке? . . -- и т.п. Хотя ответы были интересные ) Кроме того:
-- Страны и место жительства?
-- 3 года в Штатах, сейчас -- в собственном доме между Киевом и Житомиром. В доме есть кот. Одно время думал поселиться во Франции, но это нереально из-за цен.
-- Как вы относитесь к комиксам, нарисованным женщинами?
-- По-моему, феминистическая глупость. Если автор интересный, то это не зависит от пола, а если ерунда, то почему я должен как-то по-особенному относиться только потому, что автор -- женщина?
-- Кто вы по гороскопу?
-- Фамилия моя Баранько, так что я, соответственно, овен.
-- Под какую музыку рисовалась «Орда»?
-- Гребенщиков, Swords (если правильно расслышал), русский рок
-- Не планируете ли завести себе менеджера?
-- У меня не так много денег.
-- Много ли у вас было персональных выставок, и как вы относитесь к этой своей выставке на фестивале?
-- Была выставка в Киеве. Насчет отношения... В Ангулеме, например, выставка может иметь практический смысл. Это продажа оригиналов, реклама. У нас рынок комиксов отсутствует, так что это, скорей, тусовка. Не знаю, насколько она важна.
-- Как бы вы объяснили, что такое комиксы, человеку, не знакомому с ними?
-- Комикс -- это нарисованный фильм. Рисованное кино. Например «Максима Осу» читали пожилые дядьки из одной украинской газеты и, говорят, не могли оторваться. Я имею в виду, что есть очень много людей, которые любят комиксы. Просто они об этом не догадываются.