Комикс.com.ua - всё о комиксах Новости сайта Комикс.com.ua Комикс-сериалы на сайте Комикс.com.ua Статьи о комиксах на сайте Комикс.com.ua Уроки рисования комиксов на сайте Комикс.com.ua Форум о комиксах на сайте Комикс.com.ua   Новости
Сериалы
Статьи
Уроки

Форуми на КОМІКС.com.ua

Обговорення мальованих історій
 
* Допомога    * Пошук

Сьогодні: Чет березня 28, 2024 19:15

Часовий пояс UTC+02:00




Створити нову тему  Відповісти  [ 5 повідомлень ] 
Автор Повідомлення
ПовідомленняДодано: Вів квітня 05, 2005 6:11 
Офлайн
Рисующий Истории
Аватар користувача

З нами з: Чет січня 27, 2005 14:45
Повідомлень: 2245
Звідки: Москва, Россия
"Как писать и продавать сценарии в США" автор - Скип Пресс

Хотя книга делает упор на кино и ТВ, основа вполне универсальна.
Краткий пересказ своими словами основных пунктов (чтобы не нарушать копирайт).

=========================================

Общий план работы над сценарием.

1. Формулировка предпосылки (наиболее интересный вопрос «что если?» следует записать на карточку и постоянно держать перед глазами)

2. Определить и записать тему (фильма). «Мораль сей басни»

3. Найти говорящее или намекающее название.

4. Определить место завязки, сюжетной интриги. Необходимо определить провоцирующее событие, после которого герой не может повернуть назад.

5. Определить финал. Логическая развязка сюжетной завязки.

6. Расписать сцены.

7. Распределить сцены по актам. Второй акт должен быть в два раза длиннее, чем первый и третий.

8. Определить поворотные пункты: сцена в конце первого акта, сцена в конце второго акта. Они разворачивают и ускоряют течение сюжета.

9. В середине второго акта – центральный поворот. С героем происходит пусть едва заметная, но качественная перемена, превращающая его из объекта воздействия оппозиционных сил в субъект активного противодействия этим силам.

10. Развязка в конце третьего акта.

11. Составление тритмента – развёрнутого плана без диалогов.

12. Отложить в сторону и перечитать через несколько дней для выявления различных глюков свежим взглядом.

Ретроспектива часто мешает нормальному восприятию течения времени. Рекомендуется избегать, чтобы не запутать историю. Для этого следует тщательнее разработать персонажей и решить, как рассказать о них без ретроспективы или нудного закадрового текста.

Основа теории Роберта МакКи:


1. Провоцирующее событие

2. Последующие осложнения

3. Кризис

4. Кульминация

5. Развязка

Парадигма Сида Фила (ясные начало, середина, конец)

Первый акт – начало, завязка интриги (четверть объёма сценария)
Второй акт – середина, основной конфликт («конфронтация») (две четверти объёма)
Третий акт – разрешаются все основные конфликты (четверть объёма)

Каждая хорошая сцена имеет трёхактную структуру. Сцены связаны подобно звеньям цепи. Если сцена не играет на сюжет, не несёт нагрузки, её следует вычеркнуть.

Провоцирующее событие. Вопрос: сможет ли это событие вывести моего героя на дорогу к заветной цели, с которой он не сможет свернуть?

Готов ли герой в конце первого акта к основному конфликту?

Триллер и боевик – первый акт должен быть закончен по возможности скорее. Быстрая завязка, большой второй акт с активным действием и короткий третий акт.


Второй акт

1. Главгерой вступает в основной конфликт фильма. Происходят ещё более невероятные события, которые усугубляют неприятное положение героя.

2. События второго акта приводят к центральному повороту.

3. После центрального поворота у героя появляются новые силы и возможности.


«Дуга характера» - путь поднимается вверх, доходит до кульминации и опускается вниз к месту назначения. Кульминация – это поворот, когда происходит необходимый внутренний сдвиг. Трансформация личности.

Третий акт

Развязка, расстановка по местам, раздача слонов. Награждение непричастных и наказание невиновных. После этого – ещё один тревожный удар сердца (если пишется триллер) или гэг (если пишется комедия).

Редактирование: особое внимание на длину сцен и длину монологов.

Для самоконтроля

1. Нужна ли эта сцена вообще?

2. В чём смысл сцены?

3. Все ли части сцены соответствуют её смыслу?

4. Все ли персонажи соответствуют её смыслу?

5. Соответствует ли сценарий пропорциональному делению на акты?

6. Можно ли сократить монологи или обойтись вообще без них?

7. Связан ли финал этой сцены с началом следующей?

Диалоги

1. Важно не то, что говорят, а что при этом думают. Редактура сцены с диалогами:

2. В чём смысл сцены?

3. Как эта сцена вписывается в динамику сюжета?

4. Что говорят персонажи?

5. Что они имеют в виду?

6. Где начало, середина и конец сцены?

7. Как финал сцены связан со следующей?

8. Можно ли запомнить эту сцену отдельно от фильма?


Напоследок – «убить своих любимцев» - пройтись по тексту и обнаружить элементы и персонажей, которые ничего не добавляют с точки зрения драматургии или входят в конфликт с ней. Не жалеть того, что разрушает целостность фильма.

Персонаж: заведите на героя дело, которое не должно появляться на экране.

Полное имя

Прозвище

Положение в семье

Стабильность семьи

Религия или её отсутствие

Фобии

Скрытое прошлое

Чего герой хочет от жизни более всего.

=========================================

Рисованная история имеет ряд особенностей, которые следует учитывать.

Прежде всего - ФОРМАТ.

Совершенно жёсткий формат европейского альбома не позволяет писать сценарий без чёткой структуры и непосредственной привязки текста к изображению. Тот же формат диктует продолжительность сцены - ЦЕЛОЕ число страниц: одна полоса, разворот и тд.

Темп, течение времени регулируется активностью действия и размерами кадров + их ориентация (горизонтальные/вертикальные).

Для шекспировских монологов места нет вообще. Коротко и по существу, остальное должна сказать картинка.

Так что сценаристу следует владеть раскадровкой. Хотя бы на уровне каракуль, чтоб самому убедиться в том, что его сценарий в целом и каждая отдельная сцена в частности укладываются в формат.

Если к формату испытывается жгучая ненависть, следует писать мангу.

PS: Я ещё не встречал сценариев, написанных таким образом. Книгу купил прошлой осенью, прочитал и попытался приложить к тому проекту, который мусолю уже два года. Это помогло разобраться, в чём причина такого "долгостроя" и абсолютного неудовлетворения результатом. Так что книга реально полезная - хотя бы для того, чтобы правильно организовать творческий процесс.


Догори
 Тема повідомлення:
ПовідомленняДодано: Сер квітня 06, 2005 14:55 
Офлайн
Гуру

З нами з: Суб серпня 21, 2004 22:39
Повідомлень: 650
Звідки: Taganrog
Вот еще одно краткое пособие (но ОЧЕНЬ олезное).

А. Митта

Стереотипы драматургии

Глава 5. ТЕМА

1. СТРАТЕГИЯ КОНТРАКТА
2. ХАРАКТЕРИЗАЦИЯ ТЕМЫ
3. ТЕМА И КОНТРТЕМА
4. ТЕМА И УПРАВЛЯЮЩАЯ ИДЕЯ
5. ТЕМА И СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ
6. БЫТЬ НА ГРАНИ КАТАСТРОФЫ
7. РАБОЧАЯ ФОРМУЛА
8. ТЕМА - NOТО КОМПАС ФИЛЬМА
9. ТЕМА И СВЕРХЗАДАЧА

Глава 5. ТЕМА

1.СТРАТЕГИЯ КОНТРАКТА

Какой фильм производит самый сильный Noффект?

Тот который выглядит как единое целое.Щсхватил вас и с самого
начала до самого конца тащит, туда куда ему нужноЩ

NOмоциональный ответ зрителей - Noто основа драматического рассказа.

Нет никакого рецепта одномоментно показать глубокий характер, - такой
возможности принципиально не существует. Есть только процес, позволяющий
в несколько Noтапов вскрыть характер до самой сердцевины.

Ремесло рассказчика, драматурга и режессера состоит в том, чтобы контролировать
грубые вещи, лежащие в основе истории.

2. ХАРАКТЕРИЗАЦИЯ ТЕМЫ

Тема - особая часть структуры, помогающая выстроить развитие главных
идей фильма.
NOто Noкстракт всего самого важного в фильме. Она как бы приподнята над
сюжетом. Все равно, как еслибы мы проецировали фильм на облака поближе
к Богу. И оттуда услышали сокращенный перевод самого важного на общечеловеческий
язык.

В виду такой р е п р е з е н т а т и в н о й важности, тема
- любимая игрушка всех болтунов(критиков).

ТЕМА фильма - Noто то, что остается в сознании зрителя после фильма.
Что не менее важно в его П О Д С О З Н А Н И И.
Зритель возможно не сумеет обьяснить, в чем тема, но он получил Noто
как Noмоциональный опыт. NOто реальная ценность. Значит,

задача темы - установить прямой контакт между вашими идеями и Noмоциональным
миром аудитории. NOто разговор автора со зрителем напрямую сквозь фильм.
Тема - Noто важная интеллектуальная ценность, которую вы хотите донести
до зрителей, вырастив в их душах Noмоции.

3. ТЕМА И КОНТРТЕМА

У аудитории должна быть причина, по которой она хочет смотреть фильм.
NOта п р и ч и н а должна содержаться в самой истории, которую
рассказывает фильм.
NOта п р и ч и н а и есть тема фильма.
Тему зритель усваивает, собирая в воображении все, что показывает фильм.
Задача - превратить все идеи фильма в Noмоции.
Фильм всеми своими событиями выявляет тему. Все, что не на тему, бесполезно
или вредит.
Тема - Noто главная ценность фильма.
Каждая ценность в драме получается через к о н ф л и к т.
Тема в драме - Noто две вещи. Тема и Контртема.
Тема и Контртема постоянно борются от начала до конца фильма.
Победитель - Noто тема.
Побежденный - Noто контртема.

Станиславский первый догадался, что борьба темы и контртемы должна быть
найдена в любом произведении.
Все задачи подчиняются единой сверхзадаче.
Все сверхзадачи объеденены темой.

Противоборствуя в конфликте, Тема и Контртема помогают активизировать
зрительский интерес.
Пример:

1.кт - преступник совешил задуманное - ограбил банк. Зритель - Стоит
сделать что-либо подобное! (контртема).
2. т - детектив ловит преступника. Зритель - Преступление не оправдывает
себя!(тема)
3. кт - преступник бежит из тюрьмы. Теперь он с деньгами и на свободе.
Зритель - Все-таки преступление стоит того (контртема).
4. т - но детектив снова ловит преступника. Зритель - Нет, преступление
не стоит Noтого! (тема).
5. кт - ганстеры освобождают преступника. Снова он на свободе.Зритель
- Все-таки преступление стоит того (контртема).
----------------
Сцена за сценой борются две идеи:
1. Преступление стоит того.(кт)
2. Преступление не стоит того. (т)

Управляющая и д е я - та часть темы, которая победит в финале.
Вторая часть управляющей и д е и - контртема, которая будет разбита.
Но в самом конце. А перед Noтим кажется непобедимой. Когда кт до самого
конца кажется сильнее, чем т, зритель следит за историей с наибольшим интересом.
ПоNoтому Зло должно быть выражено в живом антогонизме, а не в абстрактном
символе, явлении природы или обобщенном зле. Борьба двух живых персонажей
всегда выглядит ярче, непредсказуемей.
Пример с фильмом гNOпидемияг
Антогонистом в сценарии должен стать Вирус-убийца. Но по правилам драматургии
антогонистом может только человек, а не явление природы или соц-ой жизни
общества.

У в и р у с а по сравнению с человеком, слишком маленький
р е п е р т у а р п о в е д е н и я !
Человек может хитрить, притворятся, интриговать, искать поддержки у
других сил.
ПоNoтому тема ф. возникла в борьбе
хорошего парня с плохим.
Режессер ф. Патерсен, переделывая сценарий, вывел вирус из категории
антогониста и перевел его в предполагаемые обстоятельства. Антогонистом
стал старый, никогда не подводящий гплохой пареньг, генерал(Сазерленд).
т - Хофман ищет антивирус.
кт - генерал его имеет, но прячет как тайное оружие.
т - военные вынужденны открыть антивирус, чтобы ликвидировать Noпидемию.
кт - но вирус мутировал, он неуправляем и неистребим. Генерал хочет
уничтожить весь зараженный город вместе с новым вирусом.
т - Хофман находит новый антивирус.
кт - генерал хочет снова уничтожить полковника сохранив тайное бактериологическое
оружие.
т - но Х в считанные секунды все спасает.
До последней минуты Генерал кажется непобедим.
Тема - Noто Давид.
Контртема - Noто Голиаф. Он кажется непобедим, но Давид пращей и камнем
побеждает Голиафа.

4. ТЕМА И УПРАВЛЯЮЩАЯ ИДЕЯ

В истории всегда должны работать две идеи.
Тема как у п р а в л я ю щ е е п р о т и в о р е
ч и я:

Сквозное действие
Сквозное противодействие
Все персонажи объеденяются в две группы.
За борьбой Noтих двух групп следит зритель.
Сквозное действие - Noто то, что объеденяет всех протагонистов.
Сквозное противодействие - то, что объеденяет всех антогонистов.

<<Гамлет>> добивается справедливости
в мире зла.
Его тема - справедливость должна торжествовать над злом.
Но зло - король, королева, придворные, друзья-предатели борются с Гамлетом.
Их больше, они торжествуют. Они сильнее. До тех пор, пока Г. не ставит
на карту все и, отбросив сомнения, берет в руки меч мщения.
Тема: справедливости в Noтом мире можно добится только ценой жизни.
Пережил гбыть или не бытьг, помудрствовал над черепом бедного Иорика, убедился
в виновности короля, отстрадал смерть любимой девушки. Теперь настал момент
истиныЩ Надо гбытьг! И гбытьг до конца !

т и кт всегда создают в истории цепь драматических перепетий, именно
они превращают идеи в Noмоции, а мы знаем, что Noто активизирует интерес
аудитории.

<<Вишневый сад>>

1. т - Раневская вернулась в поместье. Она счастлива, но
мы узнаем, что она обнищала и у нее нет шанса спастись. Все погибнет, если
имение будет продано за долги.
2. кт - Лопахин предлагает план спасения - вырубть вишневый сад. Спасение
есть! Выруби свое прошлое, уничтожь свои корни.
3. т - нет, Раневская отвергает Noтот путь.Все погибнет? Ничеть.
Гаев предлагает другой путь спасения. Аня в него верит, она счастлива,
кажется можна спастись.
4. кт - День продажи имения приближается. Лопахин напоминает, уговаривает
принять его план спасения. Но никто не хочет прислушаться к его советам.
5. т - Назревает несчастье. Раневская полна иных забот, она не
хочет ничего решать, не хочет ничего рушить, пусть все идет само собой.
6. кт - В разгар бессмысленного веселья в поместьи появляется пьяный
Лопахин. Он торжествует победу и рыдает от горя. Он купил вишневый сад
- контртема в ее мрачном триумфе.
7. т - Наступает безрадостное осеннее утро. Персонажи как живые
мертвецы покидают вишневый сад. На их глазах идет его убийство - деревья
рубят.
8. кт - И победитель Лопахин такой же мертвый, как побежденные им бывшие
хозяева. Он убил не только сад, он убил то единственное, что светилось
в его душе, - любовь к Раневской, ее семье и саду своего детства. Смерть
воцарилась в вырублином саду.

5. ТЕМА И СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Анализ действия которое выявляет борьбу сквозного действия и сквозного
противодействия, конкретно выражающих тему.
Сквозное действие объеденяет все простые действия персонажей - раскрывающих
т. С ним постоянно борется Сквозное противодействие - раскрывающее кт.
Интеллигентные разговоры о т становятся практическим руководством.
Исходя из т, вы определяете, что актеры должны делать каждую минуту.
Сложные, труднодоступные понятия проникают в душу зрителей, как личный
опыт переживания. NOто не упрощение сложных вещей, Noто их превращение в
живую Noнергию Noмоций.
Драма - Noто искусство Noмоций. Все, что мы делаем в драме, - Noто путь
превращения идей в Noмоции. NOто и есть цель рассказывания историй -
упаковывать идеи в Noмоции, которые неторопливо и неуклонно растут в душе
зрителя все полтора часа.
Цель - раскрыть тему как непрерывную борьбу т с кт.

<<Пролетая над гнездом кукушки>>

Тема - борьба свободы с тоталиторизмом. Но действия происходят в психбольнице.

1. т - Герой, Мак МNoрфи, совсем не диссидент и борец. Он
хочет не абстрактной свободы, а всего лишь посмотреть любимую игру по телевизору.
Так начинается тема - как простое желание, понятное самому простому человеку.
2. кт - А медсестра имеет власть и запрещает. Так начинается кт.
3. т - Мерфи выполняет все условия медсестры. Теперь он
имеет право посмотреть игру. 4. кт - Но медсестра не включила телевизор.
Пока кт побеждает без труда.
5. т - МNoрфи добивается свободы в другом - уганяет автобус
и совершает прогулку на катере главного врача - тема побеждает.
6. кт - Noлектрошок.
7. т - МNoрфи задумывает побег. Ночь веселья.
8. кт - Друг МNoрфи покончил с собой. МNoрфи лоботомия превратила в идиота.
кт победила? Нет!
9. т - NOстафету МNoрфи принял его друг - индеец. Он убежал на
волю, сделал то, что хотел МNoрфи. Тема победила.

Идея борьбы за свободу здесь превращена в цепь простых и понятных всем
действий-противодействий, выражающих борьбу темы - контртемы. Каждый последующий
конфликт Noмоциональнее предыдущего. И в финале мы полностью вовлечены в
борьбу на стороне МNoрфи. При Noтом мы не на секунду не отвлеклись от темы.
===============================

NOто позволило не только совершить революцию в актерской работе. NOто
имело прямое отношение к контакту с аудиторией. Зрители получили возможность
угадать в действиях актеров такие сложные и тонкие нюансы, которые раньше
были недоступны им.
На сцене расцвели сокровища правды. Станиславский требовал полного
жизнеподобия. Заставляя актеров искать точные штрихи, неистово топтал все
штампы исполнителей.

<<Ромео и ДжNoульетта>>

1. т - Р полюбил Д, не думая о том, что она из семьи врагов.
2. кт - Тибальд обнаружил врага семьи Р на балу. Р угрожает опасность
- Noто кт.
3. т - Но Р пренебрегая опасностью, пробирается в сад к
Д и слышит ее признания в любви к нему. Влюбленные счастливы - Noто т.
4. кт - Утром Р теряет друга Меркуцио и убивает в поединке брата Д
Тибальда - Noто кт.
5. т - Р в отчаянии. Д тоже. Но монах Лоренцо помогает
им и тайно венчает их. Они счастливы - Noто т.
6. кт - Утром Ромео покидает город. А Дж ожидает новый удар - она будет
отдана в жены графу Парису, таков обычай и закон. NOта кт угрожает героине.
7. т - Монах Лоренцо снова спасает Дж - он дает ей ложный яд, который
на сутки превратит ее в подобие трупа, но когда Дж придет в себя, она будет
счастлива с Р. Р не знает об Noтом. Он убивает себя на гтрупег Дж. А очнувшаяся
от сна Дж, увидев труп мужа, кончает с собой - Noто тема.
Над трупами любящих два клана примиряются - Noта т победила кт.

6. БЫТЬ НА ГРАНИ КАТАСТРОФЫ

Мы заинтересованы в том, чтобы действия персонажей были предельно активны.
А Noто бывает, когда им грозит контрдействие антогонистов.
Сквозное действие-противодействие помогает герою всегда быть на грани
катастрофы. Если в драме не будет постоянной угрозы крушения, не будет
и активного сквозного действия, развивающего тему.
Фильм провалится, если шаг за шагом, минута за минутой не будет выстроено
психологическое действие персонажей. Оно должно быть выстроено как цепь
катастроф на пути сквозного действия. В драме все держится на действиях
персонажей. Их надо выстраивать, имея с т р а т е г и ю
темы-контртемы.
Ищите препятствия, которые могут все разрушить. В Noтом смысл
с к в о з н о г о действия. Но ищите их не только в сложном
внутреннем мире персонажей, а в основном во внешнем мире. Действия
а н т о г о н и с т о в, обьедененные в сквозное контрдействие, - вот что
ведет драму к кульминации.
Ищите предлагаемые обстоятельства, которые мешают героям.
Класс режиссуры определяется тем, до какого максимума, до какого логического
предела будут доведены предлагаемые обстоятельства.

Примеры:
<<Ромео и Джульетта>>
1) как только Р и Дж соеденились в любовном блаженстве ж на городской
площади драка с двойным убийством. Ситуация безвыходная.
2) только обвенчались ж Дж ждет муж - граф Парис. Ситуация апсолютно
безвыходная.

<<Вишневый сад>>
Раневская в самом начале обьявляет о том, что с любовником в Париже
покончено. Ей надо принимать решение о продаже сада, но любовник бомбит
ее телеграммами - он болен, ему нужна Раневская. Он, как невидимый паук,
сплетает вокруг Р цепь-паутину все теснее и теснее. NOто сплетается
т е м а - прошлая жизнь, которую Р не может вырубить, как и виш.
сад. гNOто камень на шее, но я люблю Noтот каменьг. Она гибнет, понимая
всю безвыходность своей судьбы.

VII. РАБОЧАЯ ФОРМУЛА

Как определить рабочую формулировку для темы фильма?
Что за тема фильма - одной фразой. NOто должно быть простое предложение
из двух частей.

В первой части выражена ценность,
которую утверждает история.
Вторая часть - какие главные
средства утверждают Noту ценность.

Примеры:
<<Грязный Гарри>> - о полицейском, который борется с преступностью,
используя ее методы. Он побеждает.
Тема ф: правосудие побеждает преступниковЩ(2 часть - какие средства
утверждают Noту ценность)Щ потому что полицейский более жестокий, чем преступники.

Тема обычно бывает двух видов.
Идеалистический - первый. Мы хотим, чтобы Noто было правдой в нашем
мире.
Реалистический - второй вид. То, что в действительности происходит
в обществе.
<<Преступление не стоит того>> - и д е а л и с т и ч е с к
а я т, она выражает нашу потребность в справедливости.
<<Богатый всегда найдет способ победить>> нанимая киллера, чтобы
убить противника -
Noто р е а л и с т и ч е с к а я т.
Мы знаем что второе торжествует в мире. Но мы отчаянно нуждаемся в
справедливости.
ПоNoтому 1000Щ фильмов выражают нашу мечту. NOто наша социальная потребность.

Пример:
Х приехал в Москву из глухой провинции разбогатеть - 1 часть.
Как? Ограбив банк - 2 часть.
Но Х разбогател. Как ? Основав банк и грабя вкладчиков.
тема : Если хочешь разбогатеть, не надо грабить банки, их нужно открывать.

Если ваша т не содержит конфликта, не состоит из двух враждующих частей,
не получится ни сценария, ни фильма.
С самого начала продумайте к о н ф л и к т, в котором будет расти
и утверждаться тема вашего фильма.
Внутри Noтого развития т может уточнятся и менятся. Но без к о
н ф л и к т а тема мертва.

Как определить тему ?
Вы чувствуете - Noто то, что вам нравится. NOто ваш мир! Ваши герои!
Ваши мысли о жизни!
Почему так трудно выявить т ? Потому что вы талантливы. Неглубоким
расчетливым рациональным авторам часто бывает проще обозначить тему.
Л.Н.Толстой:гКритик в одной фразе формулирует все идеи моего романа.
А мне для того, чтобы сформулировать Noти идеи, нужно написать весь роман.
Он весь целиком и есть моя идеяг.
А.Миллер:<<Когда я наконец понимаю то, о чем я в сущности хочу
сказать, я останавливаюсь и пишу Noто на отдельном листке бумаги. NOто самый
важный момент. В Noтот день я ничего не пишу. NOто праздник>>.
Но тему обязательно нужно сформулировать.
Нужно находить четкие рабочие формулировки для интуитивных процессов.
Мы работаем с коллективом разнообразных талантов. Их надо затачивать в
направлении общей цели.
Тема - и есть Noта з а т о ч к а.
Тема центрирует все разнообразные усилия.
Тема - Noто важная часть вашей стратегии.
Путь к вашей теме не прост и не короток.
Тема-коза-и колышек.
Определить тему - Noто всеравно что забить колышек на лугу, привязать
к колышку козу и пустить ее объедать траву вокруг колышка. Я думаю, пусть
коза сперва побегает по лугу. Там, где она найдет самую сочную траву, там
и забивайте колышек темы. Пока коза бегает сама, мы переписываем варианты.

8. ТЕМА - NOТО КОМПАС ФИЛЬМА

Тема и ее развитие в структуре - Noто процесс о т к р ы т и й.
NOто ваше полноценное творчество, а не рациональная выжимка.
Тема должна расти, менятся, но она должна паявиться в вашем сознании
как что-то четкое и конфликтное.
Случай с фильмомгАрап Петра Великогог Высоцким, Петренко, Москвичем
и Белафонте.
Наличие четко сформулированной т помогает вам определится в самых непредвиденных
обстоятельствах.
Тема - Noто то, зачем и для кого вы делаете ваш фильм.
Слуцкий:
- Против чего твой фильм?
Если у вас нет ответа ? Если вы только за любовь, доброту, нежность
и прочие легко влезающие в любую задницу вещи ? Дай Бог вам удачи и успеха.
Но
А.Франс:
<<Настоящее искусство не делается с добрыми намерениями>>.

У настоящего художника в каждой теме есть ярость по поводу зла нашего
мира.

Тема должна давать конкретное представление о том, что является РАЕМ,
а что АДОМ.


Для ЗРИТЕЛЯ

Совсем по другому возникает т у зрителей. Она рождается не как интеллектуальный
опыт. Они ее усваивают не разумом, а чувствами, душой.
Тема - Noто их Noмоциональный опыт, вынесеный из фильма.гNOто я люблю.
NOто я ненавижу!г - вот что значат для зрителя т и кт.
Для зрителя:
<<Ромео и Джульетта>> - гимн во славу любви.
<<Гамлет>> - поддержка мужеству одинокого борца.
<<Вишневый сад>>- отчаянный крик любви к уничтоженному прошлому.
NOто темы. Умники и интеллектуалы найдут что-то посложнее, но в сердце
каждого острие темы оставит Noмоциональную царапину. Все усилия драмы концентрируются
на Noтом острие, и если ваша душа не окостенела, царапина будет сладко кровоточить
счастьем и горем познания. Почему ? Жизнь становится богаче, краски ярче,
звуки полнее от общения с искусством, когда у истории есть значительная
тема. Вы тратили Noмоции и получили Noмоциональный опыт.

9. ТЕМА И СВЕРХЗАДАЧА

Сверхзадача каждого персонажа определяет, чего Noтот характер на
самом деле хочет добиться всеми действиями, чтобы утвердить тему фильма.
Человек интригует, работает на износ, убивает, чтобы стать начальником.
Чего же он на самом деле хочет ?
Чтобы признали его способности ?
Или власти?
Или ему надо что-то доказывать ?
Разбогатеть ? Уничтожить врага ?
В драме вы должны выбрать что-то одно.
Сверхзадача складывается из простых задач.
Общий смысл их выясняется только в итоге.
Сверхзадача - Noто рабочий инструмент, которым мы планируем внедрение
темы в фильм.
Каждая задача выявляется в действии и только в действии, а не на словах.

Действия - Noто частички, из которых складывается драма. Они объеденяются
в сквозное действие. От начала до конца драмы сквозное действие сталкивается
с сквозным противодействием. Так мы развиваем конфликт.

Но у каждого действия есть задача.

Все маленькие задачи, заставляющие персонажи действовать, объеденены
сверхзадачей.

У каждого персонажа в драме есть одна доминирующая сверхзадача. Она
подчиняет себе все остальные задачи.
И у самой драмы так же должна быть сверхзадача - она открывает зрителям,
что мы хотим выяснить нашим рассказом. Чего добиваемся? Какого конечного
Noффекта в зрителях хотим достичь?

Сверхзадача заставляет нас выбирать действия и места действия.
Она определяет выбор актеров, оператора, художника, композитора.

1 а) У одного режиссера Ромео красив как Бог, двигается как танцор в
балете, одет в костюмы Версаче.
Каждый кадр можно печатать в календаре
с рекламой драгоценностей.
б) У другого р. Ромео неряшлив, говорит как подросток
из предместья, в движениях проскальзывает то дзю-до, то
љљљљкун-фу.
2 а) Один р. сопровождает представление музыкой Моцарта и Баха.
б) Другой заказывает современному композитору попсовые
песенки, сопровождает действие музыкой рок-группы, сам придумывает персонажам
куплеты в стиле грNoпг.
Все Noти Noлементы из которых складывается сверхзадачи.

3 а) У одного мизансцены легки, воздушны и красивы, как выступление
топ-моделей на подиуме.
б) У другого все происходит среди ссор, драк, плясок в
подворотнях или на ночных тусовках.
Кто прав? Оба.
а) Один говорит:гМоя сверхзадача - показать небесную красоту
любви. NOто вечная страсть, облагораживающая души людей. NOто сказка о которой
мечтает каждый. Я хочу, чтобы люди плакали от неземной красоты, которая
таится в наших чувствахг.
б) А другой р. говорит:гРомео жил полтыщи лет тому назад. Но
и сегодня его чувства живые, как если бы он родился всего 15 лет тому назад.

Сверхзадача должна быть сформулирована ясно, четко и понятно для сотрудников.
Забудьте капризные вздохи: ах, я чувствую Noто, но не могу выразить в словах!
НЕ МОЖЕШЬ? Не работай. Сотрудники должны быть воодушевлены идеей, а как
они поймут свою часть задачи, если р. ползет по сценарию, как клоп по обоям,
не видя его перспективы, не зная курса, которым он ведет свой корабль.

Сверхзадача составляется из множества задач, которые должны решать
все сотрудники р-а. Она определяет каждое решение, каждый выбор.

ОПЕРАТОР предлагает кадр.
а) Режиссер говорит:
Noто слишком заземленно, нет никакого волшебства, никакой сказочности.
Поищем место, которое напоминало бы каждому его счастливый детский сон.
Деревья похожие на лес спящей красавицы, дома, напомиающие замок Золушки.
И в небе огрмные кучевые облака, прекрасные, как небесные замки счастья.
Я хочу, чтобы еще до начала того, как Ромео скажет первое слово, все зрители
окунулись в волшебную атмосферу легенды. Пусть им кажется, что они спят
и видят самый прекрасный в своей жизни сон.

б) Другой р-р выбирает кадр - он не доволен тем, что ему предложил оператор:
- NOто сказка, а не жизнь. Найдем место, где по фону дымят заводы, мимо
проносятся трейлеры, из под земли вырывается пар от теплоцентрали, на веревках
сушится пестрое белье, а из окон облезлых домов доносятся обрывки рок-музыки,
ругани и смеха.
Вечная любовь живет везде и всегда, чем грязнее будет вокруг, тем ярче
будут сверкать алмазы любви. Натащите побольше мусора. Привезите две машины
грязи. Разлейте лужи нефти и зажгите их.
Мы покажим Рай, который рождается в Аду. NOто и есть наша жизнь!

Слова - Noто малая часть.
Главное - Noто то, что угадывается. Оно так же реально, как слова. Оно
содержится в структурах. Ваше воображение одевает Noти структуры в одеяния
вашего таланта.
Текст - Noто только пропуск в свободное творчество.
------------
Практический смысл работы со сверхзадачей заключается в том, что имея
ее в голове, вы можете значительно расширить репертуар поведения персонажа.
В каждом столкновении действия с противодействием вы можете ставить
персонаж на грань катастрофы. Вам известна цель, вы знаете на какой берег
его надо вытащить, когда он тонет. В пределах фильма сверхзадача
четко определяет каждое действие каждого персонажа.
Сверхзадача определяет, как сквозное действие делится на части и как
каждая часть действия вступает в конфликт с противодействием.
Сверхзадача помогает тому, чтобы т конкретно выявлялась в контрастах
между добром и злом, раем и адом. Тогда зритель больше всего волнуется
по поводу темы: Noмоциональный потенциал темы проявляется с определенной
полнотой.
Мать любит, и Noто мотив для активных действий, которые делают ее счастливой,
стирает ли она, идет 10 км ночью к врачу с ребенком на руках или рискует
жизнью. Но ребенку что-то угрожает, и мать включает в действие все, вплоть
до собственной жизни.
Вы смотрите на линию сверхзадачи и понимаете: чем ярче вы покажете
блаженство и сладкие муки любви, путь к счастью и раю, тем круче будет
падение в бездну отчаянья,
ревности и ослепляющей ярости мести. Все конфликты персонажей нанизываются
на линию сверхзадачи как шашлык на шампур.

Но сверхзадача имеет так же и стратегический смысл.
Она - конкретное выполнение фильма. И выбор сквозного действия
неотделим от выбора героя, носителя сверхзадачи и темы.
Какое место в стратегическом замысле фильма будет иметь конкретное
изменение, допустимо ли оно вообще? Какие неожиданности привнесет?
Сквозное действие - Noто критерий практической проверки стратегии.
--------
Щ На самом деле я был в глубочайшем кризисе. Картины я делал на чистой
интуиции. Каждая картина уносила все здоровье. Маячила психушка. Я стал
вырабатывать рациональные основы для творчества, ничего не зная, что такие
правила давно существуют, действуют где-то, их кому-то преподают. В России
режиссура никогда не преподавалась как профессия. NOто был род шаманства
и камлания.
Я придумал принципиально конструктивистскую (как мне казалось)
картину. Сценарий о демонах, раздирающих душу молодого художника.
Главной т: гискусство и властьг. Тема была определена так: показать
молодого художника , вступающего в жизнь. Что ему противостоит? С чем он
борется? Какие компромисы вынужден прнимать?
На главную роль планировался только Р.Быков. Он стал протагонистом
фильма.
Но через две недели - события в Чехословакии. Ревизия всех картин.
В исполнении Р.Быкова яснее ясного читалась трагедия художника, которого
калечат бездарные власти. NOто был важный аспект роли. НО Noто была только
часть темы. Она подразумевала еще и вопреки всему, радость творчества,
счастье в жалкой нищей жизни. Кто бы мог выразить Noто? Миронов? Табаков?
Табаков всегда был любимцем начальников. У него есть потрясающее чувство
баланса. Он мчится к пропасти и за миллиметр до края застывает и грациозно
разворачивается. Талант! Великий Интуит! Табаков - шанс. Он пронесет в
сквозном действии все, ради чего мы делаем Noтот фильм. Всю т.
Тема - жесткая система приоритетов. Вы должны выбрать что-то
как главное и подчинить ему все остальное.
Табаков вошел в фильм и стал главной фигурой, центром всех идей.
Через месяц начальники опомнились. Пошли другие игры...
NOта работа была для меня первым опытом структурного мышления. Я понял,
что жесткий структурный замысел помогает в ежедневной работе.
Иногда т возникает в видении реж-ра так, что только единственный
конкретный актер может реализовать сверхзадачу, которая выявляет т.
Так было с оригинальным замыслом NO.Рязанова снять поNoта Евтушенко
в роли поNoта Сирано. Сверхзадача гпоNoт играет поNoтаг лучше всего выявляет
т вечно гонимого поNoта. Но власти не позволили. И Рязанов закрыл картину.Тема
в воображении р-ра возникает как цепь конкретных неразделимых действий-противодествий,
которые родятся в вашем видении фильма. Иногда компромисс невозможен.
Все Noти три термина:
тема
сверхзадача
сквозное действие
являются взаимоподдерживающим понятием. Они работают сообща. Их рабочий
смысл един - развивать действие в неприрывном драматическом напряжении.
NOто контролируемые рабочие термины - они часть вашей структуры.


Догори
 Тема повідомлення:
ПовідомленняДодано: Сер квітня 06, 2005 17:12 
Куда букву "Э" подевал?


Догори
   
 Тема повідомлення:
ПовідомленняДодано: Чет квітня 07, 2005 9:11 
Офлайн
Гуру

З нами з: Суб серпня 21, 2004 22:39
Повідомлень: 650
Звідки: Taganrog
Да это уже так было, видимо сканировали с не очень качественного источника, а мне было лень исправлять (к 5 абзацу уже привыкешь и читаешь как обычно)

Но это все ерунда! Вчера я дал ссылку на книгу Митты "Кино между Адом и Раем"! Это лучшая книга для начинающего сценариста на русском языке. Да возможно и не только на русском ;)


Догори
 Тема повідомлення:
ПовідомленняДодано: Чет квітня 07, 2005 9:17 
Офлайн
Рисующий Истории
Аватар користувача

З нами з: Чет січня 27, 2005 14:45
Повідомлень: 2245
Звідки: Москва, Россия
Цитата:
Вчера я дал ссылку на книгу Митты "Кино между Адом и Раем"! Это лучшая книга для начинающего сценариста на русском языке. Да возможно и не только на русском ;)
Абсолютно согласен. В принципе, то же самое, что и у Пресса, но 1)лучше разжёвано 2) больше примеров 3) на нормальном русском языке. Пресса перевели отвратительно.


Догори
Показувати повідомлення за:  Сортувати за  
Створити нову тему  Відповісти  [ 5 повідомлень ] 

Часовий пояс UTC+02:00


Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 5 гостей


Ви не можете створювати нові теми у цьому форумі
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі
Ви не можете редагувати ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете видаляти ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете додавати файли у цьому форумі

Знайти:
Перейти: