Комикс.com.ua - всё о комиксах Новости сайта Комикс.com.ua Комикс-сериалы на сайте Комикс.com.ua Статьи о комиксах на сайте Комикс.com.ua Уроки рисования комиксов на сайте Комикс.com.ua Форум о комиксах на сайте Комикс.com.ua   Новости
Сериалы
Статьи
Уроки

Комикс - форумы на КОМИКС.com.ua

Хотите поговорить о комиксах? Вы попали по адресу.
 
* FAQ    * Поиск

Текущее время: Ср ноя 21, 2018 10:12

Часовой пояс: UTC+02:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 4 сообщения ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Оскар Уайльд об искусстве лжи
СообщениеДобавлено: Ср фев 11, 2009 8:11 
Не в сети
Бывалый

Зарегистрирован: Ср янв 07, 2009 9:43
Сообщения: 104
Художник -- тот, кто создает прекрасное.
Раскрыть людям себя и скрыть художника -- вот к чему стремится искусство.
Критик -- это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами
передать свое впечатление от прекрасного.
Высшая, как и низшая, форма критики -- один из видов автобиографии.
Те, кто в прекрасном находят дурное, -- люди испорченные, и притом
испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.
Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, -- люди
культурные. Они не безнадежны.
Но избранник -- тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.
Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные
или написанные плохо. Вот и все.
Ненависть девятнадцатого века к Реализму -- это ярость Калибана,
увидевшего себя в зеркале.
Ненависть девятнадцатого века к Романтизму -- это ярость Калибана, не
находящего в зеркале своего отражения.
Для художника нравственная жизнь человека -- лишь одна из тем его
творчества. Этика же искусствав совершенном при- менении несовершен ныхсредств.
Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины.
Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает
непростительную манерность стиля.
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
Мысль и Слово для художника -- средства Искусства.
Порок и Добродетель -- материал для его творчества.
Если говорить о форме, -- прообразом всех искусств является искусство
музыканта. Если говорить о чувстве -- искусство актера.
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.
И кто раскрывает символ, идет на риск.
В сущности, Искусство -- зеркало, отражающее того, кто в него
смотрится, а вовсе не жизнь.
Если произведение искусства вызывает споры, -- значит, в нем есть нечто
новое, сложное и значительное.
Пусть критики расходятся во мнениях, -- художник остается верен себе.
Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он
этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным
оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.
Всякое искусство совершенно бесполезно."


Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея" (предисловие)



Оскар Уайльд. Упадок искусства лжи
http://www.lib.ru/WILDE/esse_upadok.txt

Цитата:
"У нас нет ни тени сомнения в том, что какие-то изменения наступят еще до
исхода этого века. Замученное нудными и общеполезными беседами тех, у кого не
хватает ни остроумия для преувеличения, ни духа для романтики, уставшее от тех
разумных, чьи реминисценции всегда основаны на воспоминаниях, чьи утверждения
неизбежно сводятся к вероятному, и которые обязаны поминутно представлять отчет
с доказательствами каждому полуграмотному, который случайно засунул голову в
дверь, Общество непременно рано или поздно возвратиться к своему утраченному
предводителю - образованному и обворожительному лгуну. Для нас навсегда
останется тайной, кто первым, и не думая пускаться в примитивную погоню, поведал
на закате изумленным пещерным людям, как он вытащил мегатерия из искрящяйся
темноты его яшмовой пещеры, или победил в честном поединке мамонта и вернулся с
его окровавленными бивнями; ибо ни один из современных антропологов, со всей их
хваленой наукой, не нашел в себе тривиальной смелости рассказать нам об этом. Но
какого бы он ни был рода и племени, он, несомненно, был основателем светского
общения, поскольку цель лгуна - очаровывать, восхищать и доставлять радость.
Лгун - краеугольный камень любого цивилизованного общества, и без него любой
обед, даже во дворцах великих мира сего, столь же зануден, как лекция
Королевского общества, дискуссии Объединенных авторов или какой-нибудь фарс г-на
Бурнарда41.
И не только общество примет его с распростертыми объятиями. Искусство,
вырвавшееся из тюрьмы реализма, ринется ему навстречу и осыпет поцелуями его
лживые, прекрасные губы, зная, что он - единственный обладатель великого секрета
ее побед, который гласит, что Правда - исключительно вопрос стиля; а в это время
Жизнь - бедная, вероятная, безынтересная человеческая жизнь, - устав бесконечно
повторяться на радость г-ну Герберту Спенсеру42, научным историкам и
составителям статистики, покорно последует по его стопам, стараясь воспроизвести
на свой простой и неотесаный лад чудеса, про которые он говорит.
Несомненно, появятся критики, которые, наподобие некого писателя из
"Субботнего обозрения", начнут со всей серьезностью судить сказочника за
недостаточное знание естественной истории, и чьим мерилом работы воображения
будет их собственное отсутствие такового. Они будут в ужасе воздевать
испачканные чернилами руки, если какой-нибудь честный гражданин, в жизни не
путешествовавший дальше ограды своего сада, опишет увлекательнейшие путешествия,
как сэр Джон Мандевиль, или, как великий Рали43, напишет целую историю
человечества, не имея ни тени представления о прошлом. В поисках защиты и
оправдания, они будут прятаться за широкой спиной того, кто сделал Просперо
кудесником44 и дал ему в слуги Калибана и Ариэля; его, кто слышал как Тритоны
трубят в трубы среди коралловых рифов Заколдованного острова и как поют феи в
лесах подле Афин; его, кто повел призрачную процессию королей чрез туманные
шотландские пустоши и укрыл Гекату в пещере с вещими сестрами. Они, как это у
нас водится, призовут Шекспира и будут цитировать этот избитый пассаж, начисто
забывая о том, что Гамлет намеренно выдал этот злосчастный афоризм про то, что
задача Искусства - держать зеркало перед Природой, чтобы убедить окружающих в
своем полном умопомешательстве в вопросах искусства.


Цитата:
С.: Перед тем, как ты начнешь его читать, я хотел бы задать один вопрос.
Что ты имеешь в виду, говоря, что "бедная, вероятная, безынтересная человеческая
жизнь" будет стараться воспроизвести чудеса искусства? Я вполне понимаю твои
возражения против обращения с искусством, как с отражением. С твоей точки
зрения, это поставило бы гения в положение потресканого зеркала. Но ты ведь не
будешь всерьез утверждать, что Жизнь подражает Искусству, и что Жизнь есть, в
сущности, отражение, а Искусство - действительность?
В.: Конечно, буду. Как ни пародоксально это выглядит, а парадоксы - вещь
опасная, но Жизнь действительно подражает искусству куда больше, чем Искусство -
жизни. Современная Англия имела возможность воочию убедиться, как некий странный
и завораживающий тип красоты, придуманный и очерченный двумя художниками с ярким
воображением, настолько повлиял на Жизнь, что куда ни пойдешь - на частную
выставку или в художественный салон - везде попадаются эти загадочные глаза
Росеттиевской мечты, высокая точеная шея, странная угловатая челюсть,
распущенные оттеняющие волосы, что он так пылко любил, очаровательная
женственность в "Золотой лестнице", цветущие уста и утомленная миловидность в
"Laus Amoris", страстно-бледное лицо Андромеды, тонкие руки и гибкая красота
Вивьен в "Мечте Мерлина". И так было всегда. Великий художник создает тип, а
Жизнь пытается скопировать его и воспроизвести его в популярной форме, как
предприимчивый издатель. Ни Гольбейн, ни Вандейк не нашли то, что они нам дали,
в Англии. Они сами произвели свои типажи, а Жизнь, с ее ярко выраженной
склонностью к подражанию, взялась предоставить мастеру натуру. Греки, с их
художественным чутьем, хорошо это понимали и потому и ставили в опочивальне
невесты статую Гермеса или Аполлона, чтобы ее дети вышли такими же
очаровательными, как те произведения искусства, на которые она глядела в страсти
или в муке. Они знали, что Жизнь берет от искусства не только духовность,
глубину мысли или чувства, душевные бури и душевный покой, но что она также
может следовать его цвету и форме, воспроизводя достоинство Фидия и изящество
Праксителя. Отсюда возникла их неприязнь к реализму. Он им не пришелся по
причинам чисто социального порядка. У них было чувство, что реализм уродует
людей, и они были совершенно правы. Мы стараемся улучшить условия жизни нации
путем чистого воздуха, солнечного света, качественной воды и отвратного вида
коробок в качестве улучшенного жилья для низов. Все это улучшает здоровье, но не
создает красоту. Для нее требуется Искусство, и истинные последователи великого
художника - не формальные подражатели, а те, кто сами становятся такими же, как
его произведения - пластически, как во времена греков, или портретно, как в наши
дни; короче, Жизнь есть лучший и единственный последователь Искусства.
Литературу это касается ровно так же, как и изобразительные искусства.
Наиболее ярко и пошло это сходство проявляется на примере дурных мальчишек,
которые, начитавшись приключений Джека Шеппарда или Дика Турпина48, принимаются
грабить лотки злополучных торговок, врываться по ночам в лавки и приводить в
смятение возвращающихся домой из города пожилых господ, набрасываясь на них
посреди тихих пригородных улочек, до зубов вооружившись черными масками и
незаряженными револьверами. Это забавное явление, всегда возникающее после
выхода очередного издания любой из упомянутых книг, обычно приписывается влиянию
литературы на наше воображение. Это грубая ошибка. Воображение по природе своей
- вещь творческая и всегда ищет новые формы. Мальчишка-взломщик - всего лишь
неизбежный результат природной тяги жизни к подражанию. Он есть Факт,
пытающийся, как то свойственно Фактам, подражать Литературе, и его проявления
повторяются в более крупных масштабах в жизни вообще. Шопенгауэр провел анализ
пессимизма, характерного для современной мысли, но придумал его Гамлет. Мир впал
в уныние, потому что у театральной куклы однажды сделался приступ меланхолии.
Нигилист, этот странный мученник-безбожник, который без всякого энтузиазма идет
на костер и умирает за идеалы, в которые сам не верит, есть чисто литературный
продукт. Его изобрел Тургенев и завершил Достоевский. Робеспьер сошел со страниц
Руссо точно так же, как и Дворец народа вырос из литературных произведений.
Литература всегда предвосхищает жизнь. Она не копирует ее, а лепит, как
потребуется. Девятнадцатый век, как мы его себе представляем, в существенной
степени придуман Бальзаком. Все наши Люсьены де Рюбемпре, Растиньяки и де Марсе
впервые появились на сцене "Человеческой комедии". Мы всего лишь исполняем с
подстрочными примечаниями и ненужными поправками причуды, прихоти или
художественные замыслы великого писателя.


Цитата:
даже те, кто считает, что искусство представляет эпоху, место и людей, не
смогут не признать, что чем больше в искусстве подражания, тем хуже оно передает
дух времени. злые лица римских императоров глядят на нас с замызганной порфиры и
крапчатой яшмы, которые так любили использовать тогдашние реалисты, и в этих
жестоких губах и тяжелых чувственных челюстях нам видятся тайны падения империи.
но все ведь было совсем не так. грехи тиберия были не более в состоянии
разрушить эту высшую цивилизацию, чем добродетели антонинов - спасти ее. она
пала по иным, не столь интересным причинам. прорицательницы и пророки сикстины,
конечно, помогут кому-то понять возрождение того свободного духа, что мы зовем
возрождением; но что могут сказать нам пьяные мужики и орущие крестьяне
голландцев о великом духе голландии? чем более искусство абстрактно и
идеалистично, тем лучше раскрывает оно нам характер времени. если мы хотим
понять народ через его искусство, лучше обратиться к его архитектуре или музыке.
с.: в этом я с тобой вполне соглашусь. дух времени лучше передается в
абстрактных идеалистичных искусствах, поскольку дух сам по себе абстрактен и
идеалистичен. с другой стороны, для передачи визуальных характеристик времени,
как говорят, лица эпохи, приходится обращаться к искусствам имитирующим.
в.: не думаю. в конце концов, имитирующие искусства преподносят нам всего
лишь различные стили конкретных художников или школ. тебе ведь не прийдет в
голову утверждать, что люди средневековья хоть сколько-нибудь походили на фигуры
на средневековых витражах, каменных изваяниях, резьбе по дереву, коврах, на
фигуры из металла или подсвеченные изображения. они были скорее всего
обыкновенными людьми, в которых не было ничего гротескного, замечательного или
фантастического. средние века, в том виде, в котором мы знаем их по искусству,
- всего лишь определенный тип стиля, и я не вижу, почему бы художнику с таким
стилем не появиться в девятнадцатом веке. великий художник никогда не видит вещи
такими, какие они есть на самом деле. а если бы увидел, то перестал бы быть
художником. возьмем современный пример. насколько я знаю, тебе нравится все
японское. неужели ты действительно думаешь, что японцы, в том виде, в котором их
изображают в искусстве, вообще существуют? если так, то ты ничего не смыслишь в
японском искусстве. японцы были намеренно и осознанно созданы конкретными
художниками. если поставить картину хокусая, или хоккея, или любого другого из
тамошних великих художников рядом с настоящим японцем или японкой, то немедленно
бросится в глаза отсутствие между ними даже малейшего сходства. настоящие жители
японии не так уж не похожи на типичных англичан, а именно, они исключительно
банальны, и в них нет ничего странного или из ряда вон выходящего. по сути
своей, япония - чистая выдумка. ни такой страны, ни такого народа нет. один из
наших самых очаровательных художников недавно отправился в страну хризантем в
дурацкой надежде увидеть японцев. все, что ему удалось увидеть и нарисовать -
это пару фонарей и кучку вееров. он оказался совершенно не в состоянии
обнаружить обитателей, что абсолютно ясно из его чудесной выставки в галлерее
доуэсделла. он не знал, что японцы, как я уже говорил, - это просто
разновидность стиля, изысканная причуда искусства. и если тебе захочется увидеть
что-нибудь японское, то не следует уподобляться туристу и отправляться в токио.
напротив, следует остаться дома и погрузиться в работы определенных японских
художников, впитать их дух и стиль, уловить их способ видения мира, после чего
отправиться в парк или на пикадилли, и если там ты не увидишь что-нибудь
совершенно японское, то ты его не увидишь нигде. или же, в качестве примера из
прошлого, возьмем древних греков. ты и вправду думаешь, что из греческого
искусства можно понять, как выглядели греки? разве можно поверить, что афинские
женщины выглядели как те величественные, исполненные достоинства фигуры на
фризе парфенона, или как те изумительные богини, что восседают на его
треугольном фронтоне? если судить по искусству, то такими они, конечно же, и
были. но почитаем знатоков, к примеру, аристофана. оказывается, афинские женщины
туго шнуровали платья, носили туфли на высоких каблуках, красились под
блондинок, румянились, и ничем не отличались от любой глупой модницы или падшего
создания наших дней. дело все в том, что мы смотрим на минувшие эпохи
исключительно сквозь призму искусства, которое, к счастью, еще ни разу не
сказало нам правды.
С.: Да, но современные английские портреты, с ними что делать? Они ведь
похожи на тех людей, которых они вроде как изображают?
В.: Несомненно. Настолько похожи, что через сто лет в них никто не поверит.
Верят только тем портретам, в которых крайне немного от модели и очень много от
художника. Гольбейновские портреты его современников производят на нас яркое
впечатление своей абсолютной реалистичностью. Но это происходит только оттого,
что Гольбейн вынудил жизнь принять его условия, вместиться в его рамки,
воспроизвести его типаж и проявиться так, как ему того хотелось. Именно стиль, и
ничто иное, заставляет нас поверить в реальность объекта. Большинство
современных портретистов обречено на полное забытье. Они никогда не рисуют то,
что видят. Они рисуют то, что видит публика, а она никогда ничего не видит.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн сен 14, 2009 9:37 
Не в сети
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб июл 12, 2008 22:30
Сообщения: 1216
Откуда: Киев
Браво. Очень интересно, особенно для меня (я очень мало читаю)
Спасибо Дмитрию Маркову за пост)


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Оскар Уайльд об искусстве лжи
СообщениеДобавлено: Вт дек 27, 2016 22:01 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: Чт сен 10, 2015 14:23
Сообщения: 19
Согласна с KI. Посты действительно шикарны. Являюсь большой поклонницей Оскара Уайльда. Дмитрий Марков, огромное спасибо. С удовольствием прочла


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Оскар Уайльд об искусстве лжи
СообщениеДобавлено: Пт фев 16, 2018 8:56 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: Пн фев 05, 2018 20:02
Сообщения: 19
Превосходно, Уайльд - гений слова


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 4 сообщения ] 

Часовой пояс: UTC+02:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: