Публика: Вы - сценарист, какие советы вы дали бы тем новичкам, которые хотят влится в эту профессию?
ПЬЕР КРИСТЕН:
1)КОМИКС собственно говоря не литература. Надо быть коротким во всем. Короткие диалоги, короткие описания (чтобы дать свободу художнику), но в то же время, содержательные.
2)Сценарист пишет лишь часть истории, которую, в конечном счете, закончит художник. И чтобы это все построить, сценарист напишет большое количество текста, из которых 2/3 не войдет в комикс, а послужат для описания мира и т.д. Это все надо, чтобы помочь художнику.
3)Искусство КОМИКСА - прежде всего искусство разбиения. Сначала пишется сценарий , затем страница. Все что напишет сценарист - именно все, пока не существует. Поэтому надо думать наперед. Сначала создается идея, затем общая история, позже персонажи и их текст. Ну а затем этот сценарий доводится до блеска.
Публика: Какая - классическая рабочая схема между вами и вашими художниками?
ПЬЕР КРИСТЕН: Все начинается с общей истории (синопсиса). Она может создана как мной, так и художником. Это нужно для взаимопонимания между нами, нашими желаниями, на этой стадии нужно решить много вопросов, так как сценарист может создавать лишь несколько сценариев в год, так же как и художник. Следовательно необходимо написать сценарий как можно ближе к ожиданиям художника.
Как только сценарий и диалоги в состоянии достаточной зрелости, необходимо подтверждение издательства, что его все устраивает. Хотя это уже другая история…
Публика: Какую разницу между сценарием КОМИКСА и сценарием кино?
ПЬЕР КРИСТЕН: КОМИКС остается, по отношению к кино, маленьким индивидуальным производством. В КОМИКСЕ, вопреки кино или телевизору, можно сделать шедевр самому, даже без средств. Но также у кино есть множество плюсов, но их слишком много, давайте перейдем дальше.
Публика: Как к вам приходят ваши идеи?
ПЬЕР КРИСТЕН: Идея приходит из движения. В моем случае из поездок на велосипеде, прогулки по городу, из интервью, из чтения, из документации, из встреч и прочее. После всего этого приходит муза…
Давайте приведем пример "Охоты". В течение одной из моих поездок в коммунистический блок, я услышал краем уха странный разговор одного из собеседников: « вы должны были сказать моему брату, он - сторож охотничьих угодий на польской-русской границе, где некоторое количество высокопоставленных лиц социалистических режимов встречаются для охоты на медведя. Они даже построили у себя бассеин...». Я устремился к телефону чтобы сообщить об услышанном Билалю. Начиная с этого, у него буквально создалось видение…
Также для того чтобы работать над окружением сценария, я не редко погружать в Париж моего детства Анны Гэтзинжер, я смотрю старые фильмы Мельвилля и Беккера, буквально пропитываюсь этими пейзажами, для того, чтобы в конечном счете, создать историю.
Публика: Вы опираетесь крепкий литературный базис. Какой объем она составляет?
ПЬЕР КРИСТЕН: Моя библиотека объемная и разнородная. Я должен обладать действительно широкими знаниями: географии, политики, и других. В моей работе присутствует любопытная вещь, которая навязывает "расположение огромным документальным фондом".
Но книги не являются единственным ресурсом. Поездки - фундаментальный источник моей работы. Я ездил за этим в США, я много путешествовал в страны Востока, я несколько раз облетал свет, один раз с запада, однажды с севера, и однажды югом.
Когда я возращаюсь домой, то у меня остается множество фотографий. Скажу о себе, я - плохой фотограф. Именно этот пробел я допускаю в своей работе, поскольку это отсутствие фотографического видения создает некоторые неудобства для взаимодействия с художником. Поэтому я описываю окружение, и даю полную волю художнику.
Другая моя забота состоит в том, чтобы создавать связную основу в истории, - забота, заключаемая в описании персонажей. Во-первых я не люблю описывать внешность персонажей (большой, коричневый, кривой и т.д.), так как это касается художника, но я описываю их вкусы, их прошлое и т.д. Таким образом, я забочусь о том, чтобы внимательней составить биографию персонажей, которые составляют основу историю.
Надо подчеркнуть также, случается, что некоторые просьбы которые выдвигают художники иногда удивляют («я пожелал бы сцену, которая происходит в газовом астероиде» или «я вижу шлюз на Волге») и поэтому надо приспосабливаться, это является неотемлимой частью нашей работы. Это принимает вид "Лего", которым является, в конечном счете, профессия сценариста, которая состоит в том, чтобы жонглировать с многочисленными просьбами. Например правила для публикации довольно строги, если желаемый формат (46 или 54 страницы). Этот набор с правилами и принуждениями - одна из вещей, которые я оцениваю особенно у молодых артистов как Joann SFAR или Marjane SATRAPI. Я сравнил бы это с джазовой импровизацией.
Публика: Давайте поговорим о деньгах?
ПЬЕР КРИСТЕН: Давайте. Сначала я хотел бы коснуться дурной репутации, которая говорит, что «КОМИКС дорогой».
Это неверно, так как некоторые люди не учитывают качество издания, цвет, твердую обложку. Эти элементы приближают КОМИКС к искусству, которое продается дешевле чем картина и т.д.
Между тем издание КОМИКСА стоит дорого, и требуют большие тиражи. Хотя, взгляните на цифры продаж бестселлеров КОМИКСА, которые превосходят бестселлеры романов.
Доход авторов составляет, приблизительно 10 % от цены продажи альбома, из которых приблизительно треть отводится сценаристу. Следовательно, часто необходимо, для сценаристов совмещать паралельно другие профессии. В целом, комикс довольно мало прибыльное занятие.
Между тем, у читателя возрастает требования к качеству КОМИКСА. Идет речь об искусстве любителей создавать комиксы, и любителей их читать. Это - настоящее чтение.
Публика: Читаете ли Вы КОМИКС?
ПЬЕР КРИСТЕН: КОМИКС - мир больших детей, и эта доля детства в КОМИКСЕ не пропадет никогда. Между тем я мало читаю КОМИКСЫ, это больше профессиональное чтение, нежели любительское.
Публика: Какой - ваш наибольший большой успех?
ПЬЕР КРИСТЕН: "Охота" остается моим главным произведением, меня признали как сценариста, это доказывают число тиражей. Я ощущал себя «настоящим писателем», и главным образом это проявляется в получении хороших отзывов от более старших читателей.
Также стиль Билаля досихпор является для меня иконой в КОМИКСАХ.
Публика: Ну и в окончание?
ПЬЕР КРИСТЕН: Я желаю закончить эту беседу так:
Во-первых " идея " - это самое легкое в КОМИКСЕ. У всего мира есть идея. Реализуйте ее и у вас все получиться.
И Во-вторых КОМИКС это - не только понятие. Что это - мир, это- животные и т.д. КОМИКС является гигантским миром, который населен бесчисленными созданиями, котором мы дали жизнь.