а чтобы вам, уважаемые любители комиксов, стало еще любопытнее, разрешите загрузить вас интервью с автором (1995г.)
"
Я скорее «против», чем «за»
Беседа Макса Андерссона с издателем Fantagraphics Гари Гросом
Гари Грос: Расскажи пожалуйста, как ты начал рисовать и как ты заинтересовался комиксами.
МаксАндерсон: Я очень рано начал рисовать. Я постоянно рассматривал комиксы, потом стал рисовать их сам. Пока я не умел читать, рисовал картинки, потом стал добавлять пузыри с текстом.
Что значит «рано» ? Сколько тебе было лет?
Четыре или пять.
Это действительно рано.
Подростком меня это уже не интересовало, я перестал читать комиксы – не мог найти ничего интересного.
Какие комиксы ты читал в детстве?
«Дональд Дак» и комиксы из Европы, как например, «Тантан». Потом я случайно оказался в шведской школе графического дизайна. Там всех интересовала только реклама. Я собирался делать карьеру в рекламном бизнесе. В то же время я сделал несколько фильмов. Еще в школе я снял мультипликационный фильм, который вызвал некоторый интерес. Где то в 1986 году я познакомился с моим шведским издателем, который издавал журнал GALAGO с 1979 года, с текстами, иллюстрациями, фотографиями, а потом и комиксами. Этот издатель искал новый стиль в комиксах. Он увидел мои работы в школьной газете и попросил меня нарисовать что-нибудь. Так в 1987 журнал опубликовал несколько моих работ.
Это журнал альтернативных комиксов или многотиражное издание?
Там представлены различные виды комиксов, которые созданы потому, что у их авторов есть, что сказать публике. Это тот же принцип, по которому работает издательство Fantagraphics.
И этот журнал выживает.
Да, дела идут совсем не плохо. В последние четыре-пять лет у нас стабильный тираж, постоянное число читателей. Журнал выходит поквартально и мы продаем около 7 тысяч экземпляров. У нас приблизительно 15 авторов, которые готовят новые работы и достигли известности в этом журнале, при взаимной поддержке. Мы создали свою собственную небольшую аудиторию комиксов. Мы также издаем книги, когда у художников набирается достаточно материалов.
То есть ты считаешь, что журнал GALAGO создал рынок для этого типа комиксов в Швеции?
Да, это произошло в середине 80-х. Группа людей мечтала о том, чтобы делать этот новый тип комиксов, и они могли издавать свои работы в этом журнале.
Какова предистория комиксов в Швеции?
Очень рано, уже в начале 20-го века существовало несколько первопроходцев. Их было немного, но они рисовали крутые вещи, в основном иллюстрации на один лист. Они же начали экспериментировать с комиксами. В то же время издавались неплохие газеты, которые нередко распространялись через парикмахерские, то есть господа читали их во время бритья. В 20-е и 30-е годы большинство из этих газет разорились, так как у всех появились собственные бритвы и люди перестали бриться у брадобреев. Один из моих любимых авторов того времени Оскар Андерссон – не родственник, но у него было очень странное чувство юмора, очень мрачные темы!
Возникли ли шведские комиксы на коммерческой основе, как это в основном происходило в Соединенных Штатах?
Я полагаю, что да. На несколько десятилетий комиксы изчезли. Интересно то, что ранние комиксы были расчитаны на взрослых. В них было много сатиры и черного юмора.
Они появлялись только в газетах или еще где-то?
В журналах. В 40-е и 50-е годы повсюду печатались американские комиксы, как «Дональд Дак» и «Супермен», так возник рынок детских комиксов.
Как ты считаешь, что оказало наибольшее влияние на твое творчество? Как ты нашел свой стиль?
В основе у меня классический стиль комиксов, то что я читал в детстве.
Я не нахожу однако в твоих работах много общего с «Тантаном»...
Но что-то есть, если приглядеться. Техника хорошего рассказа. Я пытаюсь преподнести историю так, чтобы комикс можно было просто читать.
Что еще, кроме комиксов, оказало на тебя влияние – кино, литература?
Да, пожалуй даже сильней, чем комиксы. Немецкое экспрессионистское кино 20-х годов, например «Носферату», художники той эпохи, как Георг Гросц (George Grosz).
В «Пикси» ясно угадывается определенная социальная позиция. Ты согласен с этим утверждением?
В своей работе я опираюсь на бытовой опыт, все, что я вижу вокруг. Конечно, социальной позиции нельзя избежать.
У тебя есть конкретные политические представления?
Я скорее против, чем за. (смеется).
Против чего?
А можно не отвечать? Мне очень сложно говорить о взглядах на политику. Хотя я явно не консерватор. Или все-таки да.
Ты имеешь в виду, в некоторых аспектах?
Да, возможно, мое подсознание консервативно. Трудно сказать.
В шведской прессе в твой адрес было много критики. Например, писали, что ты нигилист. Ты с этим согласен?
Ни в коем случае. Мне кажется странным, когда критики пишут, что я циничен, депрессивен и нигилистичен. В то же время они хвалят вещи, которые мне кажутся очень циничными, как например, некоторые французские или итальянские комиксы, в которых очень много насилия и нет содержания.
Ты бы сказал, что цинизм в «Пикси» вынужденный, или ты принципиально отвергаешь цинизм?
Я его отвергаю.
«Пикси» не очень оптимистичен. Или ты считаешь по-другому?
Мне кажется, у этой истории счастливый конец. Я был этим очень доволен. Она была задумана как развлекательная, и я хотел бы, чтобы люди узнавали в ней себя и смеялись над этим.
[...]
Как долго ты работал над «Пикси»?
Приблизительно три года. Мне приходилось делать паузы, чтобы выполнять заказы.
Но это оставалось твоей главной творческой работой в эти годы?
Да, и кажется, большая часть времени ушла на сюжет. У меня была гора материала, многое пришлось вычеркнуть. Сначала эта история была намного длиннее, пришлось убрать все, что не относилось напрямую к рассказу.
Да, ты проделал большую работу. Объясни пожалуйста, какая у тебя была цель? Пытался ли ты выразить какую-то философскую точку зрения, какое-то твое убеждение?
Нет, такой цели не было. Начав этот рассказ, я просто хотел как-то его закончить. Я только хотел издать книгу.
Ты с неодобрением отозвался о наводнивших Швецию супергеройских комиксах и о комиксах для озабоченных подростков. Какие ценности важны для тебя в комиксах и в искусстве вообще? Что тебя привлекает?
Когда видно, что автор честно рассказывает из личного опыта. Это необязательно должно быть автобиографично, но такие вещи сразу видны. Интересно узнать как видят мир другие. И когда это сделано качественно.
То, что можно назвать искренностью.
Да. Хорошие вещи почти всегда можно отличить уже с первого взгляда. Но иногда бывает и так, что начнешь читать, и разонравится.
Здесь возможны два варианта: есть счастливчики, которые инстинктивно чувствуют такие вещи. Другим приходится этому обучаться. Мне кажется, что ты инстинктивно отличаешь хорошие вещи от плохих. Ты с этим согласился бы?
Я не знаю, как у меня со вкусом. Честно. У тебя не найдется сигареты?
Что бы ты хотел сказать нашим американским читателям комиксов? Что-нибудь, что тебя очень интересует?
Было бы отлично, если бы люди узнали, что в Швеции есть несколько замечательных художников, которые никогда не переводились. Хорошо бы их издать.
Существует ли в Швеции община художников, с которыми тебя связывает чувство товарищества?
Нет, так близко мы не общаемся. Для этого мы слишком давно знакомы.
Надеешься ли ты посвятить свою дальнейшую жизнь рисованию комиксов, или у тебя другие планы?
Комиксы и кино. До сих пор я снимал очень короткие фильмы – самый длинный на 17 минут.
Это были повествовательные фильмы?
Да?
Полные нигилизма?
(Смеется) О да, очень нигилистические.
Интервью из Comics Journal #174 (США, февраль 1995)
|